Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образы казаков в повести Л. Н. Толстого «Казаки» (Лукашка, Ерошка) (ЕГЭ по литературе)

Создавая образ народа, а в частности, казаков, автор знакомит с историей этого особого в России сословия.

Предками казаков были староверы, которые бежали из России и поселились за Тереком, между чеченцами на Гребне, первом хребте лесистых гор Большой Чечни. Автор отмечает: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру». [6. Т. 3. С.176]. Казаки никогда не были крепостными крестьянами, этим и объясняется их вольнолюбие, свобода и независимость.

Казаки уважают врагов горцев ха их смелость и удаль, но презирают выходцев из России, видя в солдате угнетателя, а в русском мужике видят «чуждое, дикое и презренное существо» [6. Т. 3. С. 176].

Помимо обобщённого образа казаков. Автор создаёт яркие и колоритные отдельные образы Лукашки, Ерошки, Марьянки.

Находясь в первом дозоре на кордоне, Лукашка убивает абрека-лазутчика, и товарищи считают его героем. Молодечество Лукашки свойственно ему в любой ситуации. На казачьей службе этот герой смел, активен, сметлив, решителен. В земледельческом труде он ловок, старателен. Но в то же время, как и всякий казак, Лукашка «гуляет» и пьет чихирь. Оленин восхищается этим казаком, чувствует к нему расположение и дарит от чистого сердца коня. Лукашка искренне любит Марьяну и собирается на ней жениться. В конце повести этот казак в столкновении с чеченцами получает тяжёлое ранение, но судьба его неизвестна, автор не говорит, жив ли остался Лукашка. В образе этого персонажа подчёркивается стихийное, природное начало, и он является антиподом Оленина, в котором присутствует светское, условное.

Не менее колоритен и дядя Ерошка, простой казак, которому семьдесят лет, но он сохранил крепость сложения и физическую силу. С одной стороны, в портрете Ерошки автор выделяет детали, которые свидетельствуют о преклонном возрасте этого персонажа, например, «красно-коричневое лицо», «совершенно белая окладистая борода», «старческие, могучие, трудовые морщины». С другой стороны, в этом герое сохранилась физическая крепость молодого организма: «Мышцы ног, рук и плеч были так полны и бочковаты, как бывают только у молодого человека».

При первой же встрече с этим стариком Оленин заметил всю громадность и силу сложения этого человека. А такие портретные детали, как «глубокие зажившие шрамы», а корявые руки охотника были сбиты и исцарапаны. Егошка передвигается с удивительной ловкостью и лёгкостью, несоотносимой с его возрастом. Он храбрый воин, удачливый вор, искусный охотник и пьяница. Больше всего Оленин подружился именно с этим казаком, много времени проводил с ним на охоте. Ерошка привлёк его как носитель своеобразной народной философии, которая заключается в том, что жизнь всем на радость дана. Вот как он об этом говорит: «Всё бог сделал на радость человеку. Ни в чём греха нет. Хоть с зверя пример бери. Он и в татарском камыше и в нашем живёт. Куда придёт, там и дом. Что бог дал, то и лопает. А наши говорят, что за это будем сковороды лизать. Я так думаю, что всё одна фальшь». Ерошка убеждён, что нужно жить и радоваться, потому что «сдохнешь… - трава вырастет на могилке, вот и всё». Он хорошо знает народную старину, народные традиции.

Повесть «Казаки» утверждает красоту и значительность жизни самой по себе. В ней явственно чувствуется молодая вера писателя в стихийную силу жизни и её торжество.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.