Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мотив мечты в стихотворении М. И. Цветаевой «Только девочка» (ЕГЭ по литературе)

Основной мотив стихотворения – мотив мечты. Как же реализуется в тексте этот мотив мечты? В первой строфе изображена реальность настоящего и будущего в представлении лирической героини. Она говорит о долге, который воспитывают в ней взрослые и общество с малых лет, отсюда антитеза: мир – волк; героиня – овца. Но такое будущее, предписанное, расписанное заранее, героиню не устраивает. Во второй строфе раскрываются представления патриархального общества о мечтах любой девочки и девушки, но только не героини, отсюда употребляется инфинитивное предложение: «мечтать о замке золотом…».

Но сама героиня мечтает совершенно о другом, причём эти мечты выражены в форме отрицательных инфинитивных предложений: «В моей руке не быть мечу, // Не зазвенеть струне». Лирическая героиня испытывает сожаление оттого, что её мечты далеки от реальности, что окружающий мир противостоит её мечтаниям, грёзам и желаниям. А в четвёртой строфе мечты героини уже выражены прямо:

Взглянув на звёзды, знать, что там

И мне звезда зажглась

И улыбаться всем глазам,

Не опуская глаз.

Это мечты о счастливой судьбе, которую героиня хочет выбрать сама, а не следовать чужому предписанию, следовательно, она мечтает о свободе.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, не связанное ни с каким поэтическим направлением, хотя во времена Марины Цветаевой многие поэты принадлежали к одному из направлений: символизму, акмеизму, футуризму. В этом тоже проявляется свободный и независимый характер Марины Цветаевой, которым она наделила и свою лирическую героиню.

Особенности поэтического языка проявляются в лексике, где преобладают стилистически нейтральные слова, которые в контексте стихотворения приобретают символическое звучание: волк (злоба, жестокость) – овца (незащищённость от агрессии мира); брачный венец – замужество, замок золотой – обеспеченная жизнь в замужестве; кукла – как символ детства девочки; меч (борьба, сражение), струна (поэзия), звёзды (судьба). Динамичность текста создаётся почти отсутствием эпитетов, определений (кроме «брачного» и» золотом»), насыщенность глаголами-инфинитивами, создающими ощущение напряжённости внутреннего состояния героини. Отметим использование тире, создающее ощущение прерывистой, взволнованной речи.

Из стилистических фигур особое значение имеет градация: «Качать, кружить, трясти...», которая усиливает эмоциональность речи.

Звукопись строится на сочетании ярко звучащий сонорных и противопоставленных им краткий согласных, ассонанс создаётся за счёт противопоставления широких, открытых звуков звукам узким, закрытым, что на фонетическом уровне указывает на противоречия жизни.

Особенность фонетического звучания заключается в том, что в стихотворении сочетаются протяжные, сонорные звуки и звуки короткие. Например, аллитерация на «л – к» (только, долг, волк) создаёт ощущение преграды, которую героиня мечтает преодолеть. Ассонанс построен на противопоставлении закрытого «о» и широкого открытого «а», что тоже создаёт мотив внутренней борьбы.

Стихотворение написано разностопным ямбом, используется только мужская рифма, делающая ритм стихотворения динамичным, твёрдым.

Как изменяется настроение от начала к его концу? Во-первых, эмоциональная тональность возрастает, на это указывает и единственный восклицательный знак, поставленный в конце стихотворения. В первой строфе интонация сдержанная, волнение скрыто, так как раскрывается чужое мнение, с которым героиня не согласна, но своё мнение она не выражает пока. Во второй строфе эмоциональность возрастает за счёт бессоюзия, ряда однородных инфинитивов, сдержанный душе протест готов вырваться на волю. В третьей строфе звучит сожаление о невозможности реализовать свою мечту и, наконец, экспрессия, сила выражения чувства выражена прямо, открыто, словно вызов консервативному обществу с прописными истинами.

Таким образом, в стихотворении М. И. Цветаевой все три уровня: фонетический, стилистический (лексический и синтаксический), а также идейно-образный способствуют наиболее полному и яркому раскрытию темы детства и идеи несовпадения мечты девочки с реальной действительностью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском