Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Женские образы в романе Евгений Онегин по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.)

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе. В произведении была объективно воссоздана целая историческая эпоха. Автор обращается к актуальным вопросам русской жизни, освещает быт, обычаи, нравы, традиции и духовные интересы России – именно поэтому Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Вместе с тем в произведении описаны не только реалии первой четверти XIX века, но и созданы яркие портреты представителей этого времени.

Женские характеры в романе представлены на примере образов Татьяны и Ольги Лариной, их матери Прасковьи, а также няни Татьяны Филипповны. И если характеры Ольги и Прасковьи Лариных, Филипповны являются довольно типичными, то главная героиня произведения отличается от своих сверстниц, является для Пушкина идеалом русской женщины («Татьяны милой идеал»).

Также важно отметить, что автор создает портрет не только дворянок (Ларины), но и простой крестьянки (няня Татьяны). Таким образом, с помощью женских образов в романе поэт изображает не только типичных представительниц первой четверти XIX века, но и показывает оригинальный характер русской женщины.

Образ главной героини романа Татьяны Лариной во многом является воплощением народной стихии. В этом смысле героиня резко отличается от «полурусского» Ленского и воспитанного французскими гувернерами Онегина. Не случайно Пушкин говорит о Татьяне, что она «русская душою». Татьяна верит в народные приметы, гадает вместе с дворовыми девушками, тонко чувствует родную природу, верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Именно обо всем этом она тоскует, оказавшись в Петербурге.

Будучи воспитанной в дворянской среде, старшая из сестер Лариных «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Героине присущи и мечтательность, и замкнутость, и стремление к одиночеству, и любовь к русской природе, к народным традициям и обычаям. Ее нравственный облик и духовные интересы принципиально отличаются от внутреннего мира типичного большинства провинциальных барышень (например, Ольги) В проявлении своих чувств Татьяна предельно искренна:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Героине чужды лукавство, манерность, кокетство, поверхностность, сентиментальная чувствительность, иначе говоря, все то, что отличало большинство ее сверстниц. Татьяна являет собой цельную натуру, одаренную способностью глубоко и сильно чувствовать. Героиня пушкинского романа действительно любит Онегина, и эту любовь Татьяна пронесет через всю жизнь. Несмотря на то что в восьмой главе романа героиня предстает перед читателем уже не «девочкой несмелой», а «неприступною богиней», внутренне Татьяна не изменилась и продолжает любить Евгения («И он ей сердце волновал!»)

Письмо героини к Евгению проникнуто искренним чувством и возвышенной простотой. Не случайно С.Г. Бочаров заметил: «Пушкинское письмо Татьяны – «мифический перевод» с «чудесного подлинника» - сердца Татьяны». Действительно, несмотря на то что письмо героини наполнено реминисценциями из различных сентиментальных романов, которыми увлекалась девушка, невозможно усомниться в искренности ее чувств («Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала…»). Но все же свою любовь Татьяна строит по литературным образцам любимых персонажей. Онегин представляется девушке как образ из романа: ангел-хранитель (Грандисон) или «коварный искуситель» (Ловелас). Решение признаться в любви Евгению также продиктовано желанием походить на романическую героиню. При этом Татьяна понимает, что поступает вопреки всем нормам приличия, принятым в дворянском обществе в начале XIX века («Стыдом и страхом замираю…»).

Татьяна отличается прежде всего своим чутким сердцем, но в ней все более пробуждается ум, сознание мыслящего человека, способность верно оценить и внутренне отвергнуть «постылую мишуру» высшего света, его пустоту и фальшь, сохранить свой нравственный облик и духовные ценности. Сознание, ум Татьяны пробуждаются с первым горьким опытом несчастной любви, с чтением книг, которые «ей заменяли все».

Как уже было сказано, многие черты личности Татьяны глубоко уходят в народную почву. Этим героиня (как и сам Пушкин) обязана своей няне, простой русской крестьянке. Не случайно единственный человек, с которым Татьяна говорит о своей любви, - это именно няня. С помощью образа Филипповны в романе поэт освещает крестьянский семейный быт, а также поднимает проблему личности и среды. Так, рассказ няни о несчастливой личной жизни («И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь…») отражает типичную для крестьянского сословия ситуацию: девушку насильно выдают замуж и «передают» чужой семье скорее в качестве работницы; при этом нередко муж оказывался моложе жены:

— Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

В записях Пушкина мы встречаем важное замечание, которое обобщенно иллюстрирует судьбу простой русской женщины: «Несчастье в жизни семейственной есть отличительная черта русского народа…».

Но, как ни странно, такая же судьба постигает и Татьяну, которая выходит замуж не по любви и несчастлива в семейной жизни. Тем самым и с этой точки зрения на судьбе героини лежит печать народности. Ответ героини Онегину в финале романа отражает все тот же принцип народной нравственности: нельзя построить свое счастье на чужом несчастье. Такое понимание своего нравственного долга и объясняет отказ Татьяны Онегину: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Таким образом, главное свойство Татьяны – высокое духовное благородство и развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Героиня считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Пускай теперь она понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она поступила неосторожно – страдать за эту неосторожность, за эту ошибку должна она сама.

Антиподом Татьяны является ее сестра Ольга. Если главным качеством старшей Лариной считается развитое чувство долга, то младшая Ларина, напротив, крайне легкомысленна и ветрена. Так, Ольга недолго оплакивает погибшего на дуэли Ленского (который считался женихом героини) и вскоре выходит замуж за улана:

Мой бедный Ленский! изнывая,

Не долго плакала она.

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

На первый взгляд Ольга кажется совершенством: настоящая красавица («Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные…») с покладистым и легким характером («Всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела…»). Но Пушкин сразу отмечает, что подобный характер можно найти в «любом романе», поэтому он «безмерно» надоел автору. Онегин указывает Ленскому на тривиальность, душевную пустоту Ольги:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

Ольга ничем не выделяется среди других провинциальных дворянок, о которых Пушкин замечает: «Но разговор их милых жен гораздо меньше был умен».

Итак, образ легкомысленной, ветреной и «пустой» Ольги, характерный для сентиментального романа, отражает типичные черты уездной барышни.

Кроме того, на примере образа матери Татьяны и Ольги, Прасковьи Лариной, Пушкин описывает характер деревенской помещицы. Важно отметить, что личность героини показана в динамике, с помощью истории судьбы персонажа автор поднимает проблему личности и среды. Поэт рассказывает о жизни Прасковьи до замужества, когда героиня увлекалась романами и была влюблена в «славного франта», напоминавшего одного из героев ее любимых книг. Затем поэт иронично описывает превращение чувствительной барышни, которая «…говорила нараспев, корсет носила очень узкий…» в хозяйственную и довольно властную барыню:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы…

… … …

Служанок била осердясь –

Все это мужа не спросясь.

Окружение Прасковьи повлияло на характер и судьбу героини, заставило ее отказаться от прежних привычек и образа жизни. Тем не менее, Пушкин с явной симпатией изображает семейный быт Лариных, которые «хранили в жизни мирной привычки милой старины». Родители Ольги и Татьяны гостеприимны («Под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья…»), следуют традициям русской культуры («У них на масленице жирной водились русские блины»).

Итак, женские образы в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображают типичных представительниц русского дворянства (Ольга и Прасковья Ларины), показывают непростую жизнь крестьянок (няня Татьяны). Наконец, образ главной героини произведения Татьяны Лариной воплощает идеал русской женщины.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.