Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Сравнительный анализ стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова и «Небывалая осень построила купол высокий...» А. А. Ахматовой (ЕГЭ по литературе)


Предложенные стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." М. Ю. Лермонтова и "Небывалая осень построила купол высокий..." А.А. Ахматовой имеют между собой больше сходства, чем различий, несмотря на то, что написаны в разных веках, середине девятнадцатого и первой четверти двадцатого, и разных литературных эпохах, романтизме и таком литературном течении, как акмеизм.


Оба произведения содержат связь природы с лирическим героем: герой Лермонтова способен видеть в явлениях природы божественное начало, а у Ахматовой героиня связывает изменения в окружающем мире со временем появления в её жизни значимого человека. Обобщённость художественной мысли говорит не о конкретном пейзаже, хотя по "желтеющей ниве" или "малиновой сливе" читатель может догадаться, что приближается время сбора урожая, а о смешении в одном образе самых ярких признаков благополучия.

Эмоциональность обоих стихотворений передаётся через природные образы, выцражает восторженное спокойствие и созидание, не лишённое философского смысла. Лермонтов в появление Бога вкладывает не религиозный смысл, а возвышенный, когда лирический герой осознаёт свою причастность к нетронутой человеком первозданной природе. Окружение, состоящее из обыкновенных предметов и явлений, переиначивается восприятием героя и отражается через романтические эпитеты: "тенью сладостной", "росой душистой", "румяным вечером", "утра час златой", "таинственную сагу". Олицетворения прячущейся сливы, приветливого ландыша или лепечущего ключа создают дополнительных героев, чьи образы помогают создавать атмосферу счастья и блаженства.

Композиционно стихотворение представляет собой одно предложение, осложнённое однородными членами и определениями. Состоящее из четырёх четверостиший, оно делится на две части: "когда" и "тогда", вопрос и ответ на него. Первые три четверостишия уточняют обстоятельства через описание природы, а последнее отвечает на вопрос "что тогда?" - тогда смирение, спокойствие, счастье и Бог.

Одухотворённость героини Ахматовой отличается тем, что вызывает необыкновенные для осени чудеса - "изумрудными стали воды замутнённых каналов", крапива запахла, как розы, но только сильней". Ощущение счастья, испытываемого при участии городской природы, создаёт призму, которая преображает повседневно встречающиеся предметы, но преображение видят все люди, удивление которых усиливается вопросительной конструкцией и просторечием: "а куда провалились студёные, влажные дни?". Словосочетание "весенняя осень" говорит об общем для весны и осени переходном состоянии природы перед наступлением зимы или лета, что также отражает смешанность чувств героини. Многочисленные эпитеты "небывалая осень", нестерпимые, бесовские и алые зори, "прозрачный подснежник" не только стилистически окрашивают текст, но и соответствуют импульсивности героини. Олицетворения "осень построила", "жадно ласкалась" времени года присваивают ему человеческий характер и собственную роль в стихотворении. Сравнение солнца с вошедшим в столицу мятежником не даёт точной картины, но подчёркивает необычность происходящих событий. Следует обратить внимание на слово "подснежник", перенесённое на строку ниже. Образ весны создаёт уже не обобщение времён года и деталей, а парадокс, отличительную черту характера героини.

Композиция включает в себя двенадцать стихов с использованием пятистопного ямба, перекрёстной системы рифмовки и неточной и приблизительной рифм. Последняя строка неожиданно обнаруживает смысл содержания, как объяснения обстоятельств первой встречи, что является нелогическим и неочевидным для читателя ответом на перечисление происходящих событий.

Сходства и различия этих стихотворений дают материал для анализа авторского отношения к природе и ассоциации с природными явлениями через лирических героев. Восприятие окружающей среды героем Лермонтова отличается духовностью и возвышенным представлении об идеальном состоянии человека. Героиня Ахматовой воспринимает природу, как благодатные условия для развития чувств. Но единым в стихотворениях остаётся авторское уважение к миру природы и восхищение перед ним.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 01:47:27
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение