Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Сравнение образа незнакомки в стихотворениях А.А. Блока и М. Ю. Лермонтова (Школьные сочинения)


Встреча с незнакомой девушкой, вероятнее всего незначительная и мимолетная, но оставившая след в душе, -- частая тема стихотворений как поэтов-романтиков Золотого века, так и их последователей из Серебряного.

С течением времени мотив встречи остается неизменным, зато меняется художественное пространство. Неудивительно, что в ХIХ веке это прежде всего балы – место, покрывающее встречу с незнакомкой особенным романтическим налетом. В лирике ХХ века пространство расширяется, разнообразие локаций увеличивается.

Рассмотреть эту разницу можно на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…» и А.А.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Блока «Незнакомка».

Лирический герой Лермонтова встречает свою незнакомку на маскараде. Она, облаченная в «таинственную полумаску», и сама вся тайна: зачем дана эта встреча? – тайна; кто эта девушка? – тайна; встречались ли герои раньше и встретятся ли еще? – тайна. Но эта встреча и каждая не скрытая маской черта девушки пробуждают в герое счастливый трепет, будто эта девушка – судьба всей его жизни, хотя что-то и подсказывает нам: не-судьба.

Иначе представляется ситуация у Блока. Герой находится в ресторане – обители пошлости, окруженный пьяными обывателями и «горячим, диким, глухим воздухом». Эта обстановка томит его, томит «каждый вечер» (анафора повторяется трижды), но он терпеливо ждет ее появления. Она -уже знакомая незнакомка, сказочное, какое-то эфемерное существо, которое «схвачено шелками» и «дышит духами и туманами» (вспомним, что туман у Блока и других символистов – всегда тайна). Встреча с незнакомкой для героя – пересечение миров и едва ли не переход одного мира в другой. Эта девушка, как проводник из «тлетворного» в «очарованное», имеет большое значение, не играя при этом большой, никакой, роли в жизни героя (она лишь девушка из ресторана).

В описании двух незнакомок можно заметить одинаковые черты: полумаска или вуаль, хранящие образ незнакомым и сияющие из-под них «пленительные глазки» или «очи синие бездонные». Герой Лермонтова слышит еще и голос девушки, в то время как блоковская незнакомка приносит с собой тишину – контраст с «визгом», «плачем», «скрипом», царящим до ее

появления. Но и голос и молчание вызывают в героях одинаковое чувство умиротворения – среди суеты бала или суеты быта.

И все же образы незнакомок в корне отличаются. Если у Лермонтова это дворянка, девушка из знатной семьи, выезжающая на балы, то у Блока девушка, сидящая среди пьяниц без спутников – вероятнее всего проститутка. Однако это не представляет важности, недаром мы не получаем никакой информации о социальном статусе девушек: «ярлык» незнакомки подразумевает отсутствие всех остальных «ярлыков» -- полную тайну.

Лирические герои, словно боясь ненароком разрушить эту тайну, лишь глядят со стороны. Лермонтовский – не решаясь нарушить правил этикета, блоковский – не до конца осознавая видение его незнакомка или явь («Иль это только снится мне?»).

Между героями не проронено ни слова, но царит другая связь – крепкая, как у давно знакомых людей, но живущая лишь мгновение: «И всё мне кажется: живые эти речи//В года минувшие слыхал когда-то я» -- у Лермонтова; «И странной близостью закованный//Смотрю за темную вуаль» -- у Блока.

И эта связь невольно закладывает в каждом из стихотворений возможность новой встречи. В «Незнакомке» это исходит из цикличности повествования – представленная встреча уже не первая (этот эффект создает также анафора «И каждый вечер»). В «Из-под таинственной…» лирический герой сам говорит о предчувствиях второго свидания.

Очень схоже с лермонтовским разворачивается сюжет стихотворения А.К. Толстого «Средь шумного бала случайно…». Герой тоже встречает на балу девушку в маске, любуется ее глазами, голосом и станом, а после, вспоминая ее ночами, восклицает: «Люблю ли тебя — я не знаю,\\Но кажется мне, что люблю!». Эта концовка повторяет лермонтовскую почти дословно, как и все стихотворение в целом кажется пересказом предшествующего стихотворения, тем не менее она несет в себе куда больше перспективы, чем финалы стихов Лермонтова и Блока. Любовь – залог неизменного знакомства, мимолетная связь – лишь любование незнакомкой.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id38749




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 23:40:29
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение