Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Интерпретация стихотворения Николая Заболоцкого “Гроза идет” (Литература XX века)

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В основе этого произведения лежит картина надвигающейся грозы, которая представляет собой судьбу человеческую, жизненные препятствия, и образ кедра, с которым сопоставлен лирический герой. Через пейзаж Заболоцкий передает его взгляды и представления о судьбе, свою философию жизни.

Стихотворение начинается с эпической картины, приближение грозы, которое вызывает чувство опасности и беды. Через эпитет “нахмуренная туча” автор передал настроение тревоги. Все стихотворение наполнено движением: в первом четверостишии глагол “движется” употребляется два раза. За счет чего возникает ощущение, что картина изображается в настоящем времени. Также этот повтор указывает на неотвратимость грозы.


Образ тучи “с фонарем в приподнятой руке” близок к образу странника.

Во второй строфе Заболоцкий также использует анафорический повтор “сколько раз”. Здесь проявляется тютчевский параллелизм, неотрывное соприкосновение природы и духовной жизни, мыслей лирического героя. Герой говорит о том, что он уже не раз становиться жертвой разбушевавшийся стихии: “она меня ловила”, “молниями била”. Однако гроза здесь прекрасна своею воинственностью: “она сверкала серебром”(аллитерация “с”). Туча “каменный выкатывала гром”, звуковое удвоение “кa” в ударных слогах также способствует созданию выразительности образа. Еще большую художественную выразительность придает образ “сломанных молний”. Эпитет “сломанных” метко отражает причудливые зигзагообразные траектории.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но, не смотря на все испытания, преподнесенные лирическому герою стихией, он преодолел страх и не сломался.

Герой не то что бы боится грозу, он восхищается ей(ею), произвести такой эффект способствуют восклицательные предложения: “Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги! ”. Даже описание физического явления, описанного Заболоцким, приобретает поэтический возвышенный оттенок. Лирический герой здесь разрушает грань между человеком и природой, он “сливается” с ней. Здесь мы видим переломный момент в жизни героя.

В четвертой строфе появляется образ кедра, расщепленного молнией. Образ весьма традиционен, но не в интерпретации Заболоцкого – раненное в “живое сердце” дерево становиться опорой небу: “подпирает темный небосклон”. Величественная и “мертвая корона” кедра также можно интерпретировать как мост между земным, физическим миром и небесным, духовным.

Мужество самого поэта Н.А.Заболоцкого выражено в образах кедра и лирического героя. Кедр “надвое громами расщеплен”, героя стихотворения “молнии … огнем сжигали на лету”. Несмотря на смертельную рану, дерево держится, служа опорой небосклону. Герой же, ворвавшись в высоту и обнаружив там только беды, не сдался. Он задается вопросом, почему он не умер как кедр. Почему же ему, расколотому напополам приходиться жить. И более того, он чувствует неукротимую жажду к творчеству, каким бы глубоким не оставался след от душевных ран.

В своем стихотворении Заболоцкий обращается к темам жизни и ее смысла, рассуждает о смерти. Изображение пейзажа здесь не просто повествует о дереве, убитом грозой. История кедра оттеняет историю лирического героя, его душевное состояние, веру в победу жизни над смертью. Природа не противостоит человеку, а выступает с ним заодно. Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь, и это видно в многочисленных олицетворениях, в которых заложен некий символический смысл. Преграды между миром человека и миром природы разрушены, природа страдает и живет подобно человеку, и человек испытывает такие же чувства. Два этих звена буквально сливаются воедино, преподнося в конце захватывающую историю, наполненную болью, тревогой. Две эти великие силы, соединяясь вместе, создают бурю, способную захватить любого, кто приблизится к ней. Союз человека и природы в данном стихотворении перешел на совершенно новый уровень.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 02:52:11
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение