Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

«Преподавание – это искусство делать людей нравственными» (ЕГЭ обществознание)


В своём высказывании известный немецкий философ Георг Вильгельм Гегель заостряет внимание на важности культурной функции образования для успешного развития личности. Он затрагивает такую составляющую образования, как «преподавание», процесс передачи учителем информации по тому или иному вопросу обучающемуся, и связь этого процесса с нравственностью.

С мнением одного из творцов немецкой классической философии нельзя не согласиться. Обществоведы под «образованием» понимают способ становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков посредством системы социальных институтов: семья, школа, СМИ и пр.). Функциями образования можно выделить экономическую, социальную и культурную функции. По мнению автора высказывания, особой важностью обладает последняя вышеупомянутая функция. Культурная функция заключается в использовании ранее накопленной культуры в целях воспитания человека, развития его творческих способностей.

В большинстве случаев эта функция предполагает существование агентов социализации, конкретных людей, ответственных за обучение других людей культурными нормами. В случае рассмотрения образования как социального института этими людьми могут служить учителя, которые преподают обучающимся тот или иной предмет. В обществе сложилась поговорка: «Школа – второй дом». Как мы знаем, родители зачастую объясняют ребёнку «что такое хорошо, а что такое плохо». После достижения ребёнка 7-ми лет он отправляется в школу, где попадает в совершенно незнакомую для него ранее среду, в которой нужно уметь контактировать. Ещё не умеющие делать это на должном уровне дети попадают под ведомство ближайших людей – учителей. Нередки ситуации, когда в начальной школе дети придумывают друг другу клички, но в большинстве случаев они получаются обидными. В эти моменты учитель говорит не понимающему своей неправоты ученику, который оскорбил, попросить прощения, указывая на то, что это будет правильный поступок. Учитель является авторитетом для ребенка в данной социальной среде, и ребёнок следует его указаниям. В такие моменты происходит формирование душевных качеств благодаря учительским способностям. Кроме того, стоит отметить тот факт, что на уроках литературы, разбирая тот или иной пример, касающейся столкновения двух разных полюсов, учителем заостряется внимание на честных и бесчестных поступках, совершенных людьми с этих полюсов. Тем самым, происходит опять же становление понятий о добре и зле, о хорошем или плохом благодаря преподаванию. В приведённых выше ситуациях находит своё отражение правдивость слов немецкого философа.

Обратимся к истории. Лев Николаевич, будучи педагогом, помимо учебных дисциплин сумел приучить учеников к порядку и к нормам, устоявшимся в обществе. Лев Толстой отмечал важность этих процессов, как и Гегель в своём высказывании.

Но не каждому педагогу суждено внести в обучающегося какие-либо культурные ценности, социальные нормы или духовные качества. Так, яркий пример этому можно видеть в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». В данном произведении мы сталкиваемся с тремя учителями: Кутейкин, Цыфиркин и Вральман, которые пытаются «втиснуть» знания в невежду и невежу одновременно Митрофанушку. Несмотря на то, что отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстаёт перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком: «Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучаю», ни он, ни остальные два учителя не прикладывают усилий не то, чтобы воспитать Митрофана, а даже выучить его не могут из-за потакания его лени и невежеству. На примере учителей Митрофана мы можем заметить, что преподавание это и есть искусство, талант, который свойственен не каждому учителю. Данный пример иллюстрирует обратную сторону высказывания Гегеля: когда вроде бы учителя преподают дисциплины (не важно на каком уровне), но не воспитывают, не наделяют подрастающее поколение нравственностью.

В заключение хочется сказать, что немецкий философ был прав. Правда, несмотря на то, что встречаются такие люди, как Лев Толстой, способствующие социализации подрастающего поколения (например, наделение духовными благородными качествами), бывают и случаи, когда учителя в силу каких-либо обстоятельств не заостряют внимание на духовной составляющей человека, как учителя Митрофана из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Во втором случае это отнюдь не является преподаванием в таком смысле, который оказался для нас открытым благодаря Гегелю.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение