Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как при помощи описания костюма и манер раскрываются литературные типы визитёров Обломова? (ЕГЭ по литературе)

Литературный тип – совокупность персонажей, близких по социальному положению или по роду занятий, по мировоззрению, духовному облику. Эти персонажи обладают чертами характера, раскрывающими определённые тенденции в духовном развитии общества.

В начале романа И. А. Гончарова «Обломов» автор изображает целый «парад» гостей, каждый из которых представляет определённый литературный тип.

В первой части произведения заглавный герой лежит на диване в потёртом восточном халате, пребывая в обычном своём состоянии. К нему приходят гости с одной целью- поднять его с дивана, чтобы он поехал в Екатерингоф, куда все отправляются на гуляния первого мая. Все визитёры разные, каждый из них представляет определённый литературный тип, каждый имеет свои интересы, жизненные ценности, но ни один из этих «калик перехожих» не может поднять «богатыря покоя и сна» Илью Ильича Обломова.

Наша задача – дать характеристику этим визитёрам, обратив особое внимание на их костюм и манеры, и объяснить, почему они не смогли поднять Обломова с дивана.

Первый гость – «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами» по фамилии Волков. Внешний вид Волкова, его костюм говорят о том, что перед нами светский щёголь, довольный своей жизнью, которую он проводит в развлечениях. Вот как автор описывает его: «Он был причёсан и одет безукоризненно, ослеплял

-1-

свежестью лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная

цепочка, с множеством мельчайших брелоков. Он вынул тончайший батистовый платок, вдохул ароматы Востока, потом небрежно провёл им по лицу, по глянцевитой шляпе и обмахнул лакированные сапоги».

Сразу же вспоминается герой романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», который «прямой в одежде был педант» и три часа проводил перед зеркалами, чтобы отправиться на бал, так как боялся «ревнивых осуждений». Описывая своего героя, одетого «как денди лондонский», автор сетует на то, что «панталоны, фрак, жилет – всех этих слов на русском нет».

На ум приходит и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где во второй главе под названием «Максим Максимыч» даётся подробный психологический портрет Григория Александровича Печорина, в котором можно отметить следующую деталь: «пыльный бархатный сюртучок его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного человека…»

К литературному типу петербургского аристократа, привыкшего уделять пристальное внимание своему внешнему виду, можно отнести и героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Павла Петровича Кирсанова. Живя в деревне в имении брата, старший Кирсанов гордится тем, что не опустился, что уважает себя, и это уважение проявляется прежде всего не просто в безукоризненном, но и в тщательно продуманном наряде.

В описании Волкова обратим внимание на то, что в один ряд поставлены свежесть лица и белья, с помощью чего автор подчёркивает, очевидно,

-2-

ничтожность и пустоту этого героя. Волков очень дорожит своим внешним видом, безукоризненной чистотой своего наряда, поэтому он не находит места, чтобы положить свою шляпу, и не находит себе места, чтобы сеть, так как замечает повсюду пыль. Первая фраза щёголя касается «шлафрока» Обломова: «Такие давно бросили носить». К Илье Ильичу Волков приехал только что от портного и не преминул похвастаться своим «рейт-фраком» для верховой езды. Волков говорит без умолку, он радостно-возбуждён, сразу же сообщает, что влюблён в Лидию, что на службе он почти не бывает, зато все дни у него расписаны на посещения.

Какой же вердикт выносит Волкову Обломов? «В десять мест в один день – несчастный! – думал Обломов. И это жизнь! – Он сильно пожал плечами. – Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» Нет, такая жизнь не привлекает героя Гончарова, он гордится тем, что «не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя своё человеческое достоинство и свой покой».

Второй гость Обломова – Судьбинский, полная противоположность Волкова. Если Волков на службе не бывает, то карьерист Судьбинский полностью «увяз» в службе. Рассмотрим портрет этого героя: «Это был господин в тёмно-зелёном фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с тёмными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утруждённым, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потёртым лицом, с задумчивой улыбкой». Чиновничий мундир и первая же фраза о службе и своём повышении красноречиво говорят, что у этого героя на первом месте работа и карьера. Судьбинский значительно кивает головой, втайне гордясь, что уже начальник отделения. Все его разговоры только о службе, о наградах: «Ещё нынешний год надо корону получить: думал за отличие представят…» «Корону получить» - значит получить звание

-3-

дворянина, которое до 1856 года механически присваивали вместе с чином

статского советника. Говорит Судьбинский с важностью и покровительственным тоном, очевидно, испытывая по отношению к Обломову, бросившему службу, чувство превосходства. Женится Судьбинский на некой Мурашиной только по тому, что у неё отец действительный тайный советник, даёт десять тысяч и имеет казённую квартиру.

Какой же вывод делает Обломов о своём бывшем сослуживце? «Увяз, любезный друг, по уши увяз, - думал Обломов, провожая его глазами. – И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживёт свой век, и не пошевелится в нём многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!» И снова Обломов испытывает «чувство мирной радости», что он у себя на диване, а вместо бумаг у него есть простор чувствам, воображению.

К литературному типу чиновника – карьериста, твёрдо идущего к намеченной цели, к наградам и повышению можно отнести героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Алексея Степановича Молчалина, «безродного», то есть не дворянина, но уже занявшего место в Архивах и получившего «три награжденья».

Третий визитёр – литератор Пенкин, «худощавый, чёрненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с

-4-

умышленной небрежностью». Пенкин сообщает, что явился прямо из

книжной лавки, куда ходил узнать, не вышли ли журналы. Ратуя «за реальное направление в литературе», он пишет статьи «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях», «вновь изобретённом составе против пожаров». Пенкин пишет по две статьи каждую неделю, написал рассказ о том, «как в одном городе городничий бьёт мещан по зубам». Литератор советует Обломову прочитать «великолепную вещь»: «Любовь взяточника к падшей женщине». Пенкин восхваляет «кипучую злость – желчь гонения на порок, смех презрения над падшим человеком». Но неожиданно «воспламенившийся» Обломов и даже приподнявшийся над диваном, призвал «протянуть руку падшему человеку», горько плакать над ним, а не глумиться. Но литератор стоит на своём: «Нам нужна одна голая физиология общества». Пенкин даже предлагает «карать, извергнуть из гражданской среды, из общества» порочных людей. Но «вдохновенно» заговоривший Обломов доказывает, что испорченный человек всё человек же, к нему нужно проявлять милосердие и сострадание.

Пенкин – тип ничтожного, бездарного «бумагомарателя», который стремится в своей деятельности следовать за модой, следить за направлением. Его можно назвать пародией на настоящего литератора.

Что же гуманный Обломов не приемлет в жизни Пенкина? «Да и писать –то всё, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и всё куда-то двигаться… И всё писать, всё писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придёт, лето настанет – а

-5-

он всё пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» И снова

Обломов радуется, что «лежит он, беззаботен, как новорождённый младенец, что не разбрасывается, не продаёт ничего…»

Литературный тип героя – пародию мы можем встретить во многих художественных произведениях. Это Репетилов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», явившийся под занавес, когда действие уже завершено. Но он нужен был автору, чтобы оттенить истинность и глубину Чацкого в противоположность легковесности и подражательности Репетилова. Это Ситников и Кукшина в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображающие «последователей» Базарова, «продолжателей» его дела. В романе

М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» это Грушницкий, играющий роль романтического героя, разочаровавшегося в жизни.

Четвёртый визитёр Обломова – «человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурён, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». Даже фамилию этого персонажа автор точно не называет: Иванов, или Васильев, или Андреев, или Алексеев, говоря, что это «какой-то неполный, безличный намёк на людскую массу, глухое отзвучие, неясный её отблеск». Алексеев удобен для Обломова, потому что не мешает ему думать. Но у самого Алексеева нет ни на что своего мнения, он со всеми соглашается во всём. Даже слуга Захар затруднялся дать Алексееву характеристику и выразился с помощью пословицы: «А у этого ни кожи, ни рожи, ни ведения!»

-6-

Портрет этого ничем не примечательного героя напоминает по способу

изображения портрет Чичикова, данный Гоголем в самом начале поэмы «Мёртвые души»: «В бричке сидел господин. Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». А по психологической характеристике Алексееву близок герой Гоголя помещик Манилов, также отличающийся неопределённостью характера, не имеющий своего мнения, со всем и всеми всегда соглашающийся, для характеристики которого Гоголь тоже использует пословицу: «Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы».

Пятый гость, в отличие от молчаливого, тихого и деликатного Алексеева, не в меру болтливый, шумный и бесцеремонный Михей АндреевичТарантьев, земляк Обломова. Вот его портрет: «… человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объёмистый в плечах и во всём туловище, крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чём-то грубом и неопрятном. Видно было, что он не гонялся за изяществом костюма. Не всегда удавалось видеть его чисто обритым. Но ему, по-видимому, это было всё равно; он не смущался от своего костюма и носил его с каким-то циническим достоинством». Автор отмечает, что Тарантьев «смотрел на всё угрюмо, с полупрезрением, с явным недоброжелательством ко всему окружающему, готовый бранить всё и всех на свете, как будто какой-нибудь обиженный несправедливостью или непризнанный в каком-то достоинстве, наконец как гонимый судьбою

-7-

сильный характер, который недобровольно, неуныло покоряется ей». Манеры Тарантьева: смелые и размашистые движения, громкая, бойкая речь, отсутствие малейшего стеснения в обращении с людьми – всё говорит о грубости, невоспитанности этого посетителя Обломова.

Писатель называет Алексеева и Тарантьева самыми усердными посетителями Обломова, называет «русскими пролетариями», потому что, не имея ничего своего, они представляют тип «паразитирующих героев», которые ходят к Обломову, чтобы пить, есть, курить хорошие сигары. Илья Ильич терпит их по разным причинам: Тарантьев приносит с собой шум, жизнь, движение, выводил ленивого барина из неподвижности и скуки. Алексеев не мешает Обломову быть самим собой, то есть лежать на диване и думать.

В речи, обращённой к Обломову, Тарантьев использует грубые, просторечные, фамильярные слова: «лежишь, как колода», «валяется». Обращаясь к слуге Обломова Захару, называет его «старый дурак», «образина», поднимает ногу, чтобы ударить проходящего мимо Захара. Да и с Обломовым он не церемонится, готов поднять его с дивана силой. Видя такое желание своего земляка, Илья Ильич предупредил его, опустив быстро ноги и сразу попав ими в обе туфли, что не часто бывало с лежебокой. Тарантьев нагло требует себе французского табаку, дорогих сигар, шампанского, денег, торопит с обедом. Просит чёрный фрак Обломова надеть на свадьбу знакомого. Но тут уже решительно противится этому Захар, заявляя, что «земляк» ещё с прошлого раза не вернул жилет и рубашку барина. Именно Тарантьев сыграет роковую роль в судьбе Обломова, когда настоит на переезде Обломова на Выборгскую сторону в дом «кумы» Агафьи Матвеевны Пшеницыной, вдовы коллежского асессора с

-8-

двумя детьми.

Литературными предшественниками Тарантьева можно назвать двух персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Собакевича и Ноздрёва. Собакевич – мизантроп, человеконенавистник, считающий, что в городе «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет», кроме того, этот помещик расчётлив, хитёр, себе на уме. Этими же качествами обладает и Тарантьев. Как и у Ноздрёва, у Михея Андреевича неугомонный и бойкий характер, стремление во что бы то ни стало настоять на своём.

Таким образом, гости Обломова представляют собой разные литературные типы, не раз встречавшиеся в художественных произведениях, и в то же время наделены яркой индивидуальностью. Волков – светский щеголь и франт, и поэтому его одежда отличается особой изысканностью. Судьбинский – службист и карьерист, поэтому даже в гости он является в служебном зелёном мундире с гербовыми пуговицами. Литератор Пенкин претендует на роль творческого человека, поэтому у него борода – эспаньолка, намеренный беспорядок в одежде. Незначительный, малозаметный Алексеев настолько лишён яркой индивидуальности, что автор не тратит время на описание его костюма. О «пролетарии» Тарантьеве, писатель сообщает, что тот одет небрежно и больше ничего, зато мы знаем, что, не имея ничего своего, он пользуется одеждой Обломова.

Но, какими бы разными ни были эти герои, как бы они ни зазывали Обломова «на праздник жизни», никому из них не удаётся доказать ценность своих жизненных интересов и запросов. Для героя-идеалиста И. А. Гончарова всё, к чему его призывают «заезжие зазывалы», - это не настоящая жизнь, а лишь её призрак, беготня и суета, в которой теряется человеческое достоинство, а сам человек «раздробляется» и «рассыпается».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском