Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ Москвы в литературе (ЕГЭ по литературе)

Образ Москвы в литературе неоднозначен. Каждый автор придает ему свои черты, наделяет идейным смыслом. В описании города и его жизни определяется отношение автора к этому месту и характеристика героев, находящихся там.

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Москве посвящена седьмая глава. Описание построено на антитезе: «младые грации» и их образ жизни противопоставляются «провинциальной» Татьяне, приехавшей на ярмарку невест. С этой стороны Москва показана «надменной», живущей по своим правилам. Но автор восхищен ею:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Она для него не просто город, а город-герой, сумевший противостоять Наполеону. А.С.Пушкин называет Москву «своей», дорожит ею.

Он считает ее красивой, многоликой, восторгается церквями и храмами.

Москва в «Чистом понедельнике» И.А.Бунина представлена с двух сторон. Во-первых, она живая, громкая. Герои ходят на концерты, едят в ресторанах, посещают ««Прагу», «Эрмитаж», «Метрополь»». Московская жизнь с этой стороны светская, она выглядит «гуще и бодрей». С другой стороны, это православный город. Автор описывает храмы, церкви от лица главной героини. Она религиозна, поэтому считает, что «только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях». И.А.Бунин представляет Москву во всей полноте ее образа.

В поэме М.Ю.Лермонтова «Песня о купце Калашникове» Москва показана во времена правления Ивана Грозного. Город - центр Руси, он «великий, златоглавый», в нем пребывает царь со своей свитой. Купеческая жизнь описывается от лица Степана Парамоновича, он торгует на «широком гостином дворе», живет в «высоком доме». Случившееся с его женой, Аленой Дмитриевной, характеризует жесткие нравы разбойничьей Москвы. Кирибеевич подстерегает ее на темной улице, весь город будто становится пустым и черным. Однако на утро заря освещает золотые купола церквей, возвращает Москве ее красоту. Таким образом, она меняет свой облик вместе с героями.

В стихотворении М.И.Цветаевой «Домики старой Москвы» образ Москвы построен на антитезе: противопоставлении старого новому. Ключевым символом прошлого становятся «домики», автор искренне любит их, поэтому негодует от того, что они исчезают. Риторические вопросы:

Где потолки расписные,

До потолков зеркала?

подчеркивают растерянность, тревогу и боль. Уходящая старина для М.И.Цветаевой прекрасна, а новая Москва – это «…уроды, —грузные, в шесть этажей».

Таким образом, Москва описана разносторонне. Каждый находит в ней красоту, повод для восхищения. Чаще всего это храмы и церкви, архитектура. А.С.Пушкин замечает ее «надменность». И.А.Бунин, наоборот, делает акцент на религиозной составляющей. М.Ю.Лермонтов описывает ее «царское» прошлое. А М.И.Цветаева в одном образе передает всю прелесть московской старины.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.