Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





В чём противопоставлены друг другу образы Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») (ЕГЭ по литературе)

Конфликт поколений – основной в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», а Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров – наиболее яркие представители враждующих сторон: именно они чаще всего сталкиваются во мнениях, спорят друг с другом, отстаивая каждый свои убеждения и оба героя – почти что во всём полные противоположности один другому. Не раз Базаров и Павел Кирсанов горячо и увлечённо спорят, и именно в этих спорах проявляется характер каждого из героев, а главное – те черты, что их отличают.

Выходцы из разных сословий, получившие различное воспитание, они заведомо во многом расходятся. Павел Петрович – аристократ, с отменными манерами, всегда изящно и элегантно одетый («темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки») и Евгений Базаров, выходец из небогатой семьи, грубый, с большими красными рабочими руками, неопрятный и неухоженный - даже во внешнем облике их обоих мы видим огромное различие.


С самого начала, как приезжает Евгений, между героями зарождается антипатия и неприязнь. Оба гордые, непримиримые и насмешливые, привыкшие откровенно выражать свои взгляды и высказывать суждения, они не могут найти компромисс, а взаимные остроты и насмешки разжигают вражду ещё больше. Мы узнаём постепенно из их споров, что жизненные принципы (или отсутствие таковых в случае Базарова) – вот главное, в чём не могут примирится герои, что наиболее раздражает их друг в друге и из-за чего они постоянно сталкиваются. Именно мировоззрение, отношение к жизни каждого из них – и есть главное их различие.

Так, Павел Петрович – бывший офицер, воспитанный в любви к искусству, наученный понимать и уважать прошлое, историю, живёт строгими принципами старого дворянства, привык проводить всё время в раздумьях и воспоминаниях, он не знает тяжелой работы. Базарова особенно возмущает в Кирсанове весь этот внешний лоск, фасад без содержания, мелочные, всем бесполезные принципы, привязанность к прошлому, которая мешает жить настоящим.

Чрезвычайно ярко проявляется это в отношении Кирсанова к простому мужику: Павел Петрович научен уважать народ, их нравы и обычаи, однако на деле, общаясь с мужиком, герой отворачивается от него и нюхает надушенный платок. Таким образом, если не всё, то часть из того, что говорит и проповедует Павел Петрович – лишь фарс, лишённый искреннего чувства, рабская покорность привитым с детства принципам, которыми привыкли жить все аристократы. И хотя мы понимаем, например, по способности Павла Петровича высоко чтить любовь, глубоко чувствовать и уважать женщину, что он – не просто позёр и франт, однако, по мнению Базарова, это не более чем «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина».

Базаров же не признаёт авторитетов, кроме науки, не связан никакими принципами и опирается лишь на собственный опыт – он нигилист. Герой также необыкновенно трудоспособен и не привык к безделью, которое царит в доме у Кирсановых. Но есть и другая сторона этих качеств – полное неуважение к какому бы то ни было наследию, к искусству («Рафаэль гроша медного не стоит»), к природе (знаменитое «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Базаров, в отличие от Павла Петровича, цинично относится к любви и к женщине («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа», - говорит герой). По какой-то иронии, однако, Базаров недалеко ушёл от того, кого осуждал: любовь к Одинцовой разрушает все убеждения Базарова, а заодно и его самого.

Таким образом, Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров – герои, которые противопоставлены друг другу почти во всём: в происхождении, во внешнем виде, в манерах, во взглядах на жизнь... В характерах их мало общего, но именно эта самая огромная разница помогает во всех подробностях раскрыть основной конфликт произведения.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 00:54:44
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение