Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




12.2 Кто из внесценических персонажей пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» Вам запомнился и почему? (ЕГЭ по литературе)

В комедии “Горе от ума” несколько типов персонажей: главные (например, Чацкий, Софья, Молчалин), второстепенные (члены “фамусовского общества”, появляющиеся на балу) и внесценические персонажи, которые фигурируют в рассказах героев. Последние только упоминаются, а в самом действии не участвуют. К ним относятся княгиня Марья Алексеевна, Фома Фомич, Максим Петрович, Кузьма Петрович и другие. Внесценические персонажи как бы расширяют границы пьесы. Благодаря такому приему читатель понимает, что действие не ограничено стенами фамусовской гостиной, а речь идёт не только о Фамусове и фамусовском обществе, но и обо всей Москве вообще.

Больше всего запоминаются образ Максима Петровича, который в монологах Фамусова — образец, с которого следует брать пример.

Максим Петрович, по представлениям Фамусова, — идеал “века минувшего”, и “гордецам” следовало бы обратиться к прошлому и “поучиться бы, на старших глядя”. Действительно, в понимании консерватора-Фамусова судьба дяди не что иное, как образец поведения для будущих потомков. Но так ли это на самом деле? Максим Петрович всю жизнь угодничал, лицемерил и выслуживался, не стыдился своего шутовства и ничтожности: унижаясь, поклоняясь чинам, верно шёл вверх по карьерной лестнице: “Когда же надо подслужиться, // И он сгибался вперегиб”. И такое позорное самоуничижение Фамусов называет смышлёностью, и такими сомнительными талантами и хитростями восторгается. Верный способ добиться успеха, по его мнению и мнению представителей “века минувшего”: заискивать перед теми, кто выше по статусу, и тогда будет и “приветливое слово”, и ордена, и почет. Таким образом, Максим Петрович, даже не появляясь на сцене, играет важную роль в развитии сюжета пьесы: после монолога Фамусова следуют резкие возражения Чацкого, конфликт между героями обостряется. К тому же, мелькающая фигура “покойного дяди” раскрывает и характер самого Павла Афанасьевича: читатель убеждается еще раз в том, что для помещика важнее всего чины и благополучие. которых вполне успешно можно добиться, используя связи и лесть.

Таким образом, внесценические персонажи в “Горе от ума” позволяют лучше узнать главных героев и их ценности, расширяя границы пространства, создают образ “барской” Москвы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.