|
12.2 Кто из внесценических персонажей пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» Вам запомнился и почему? (ЕГЭ по литературе)В комедии “Горе от ума” несколько типов персонажей: главные (например, Чацкий, Софья, Молчалин), второстепенные (члены “фамусовского общества”, появляющиеся на балу) и внесценические персонажи, которые фигурируют в рассказах героев. Последние только упоминаются, а в самом действии не участвуют. К ним относятся княгиня Марья Алексеевна, Фома Фомич, Максим Петрович, Кузьма Петрович и другие. Внесценические персонажи как бы расширяют границы пьесы. Благодаря такому приему читатель понимает, что действие не ограничено стенами фамусовской гостиной, а речь идёт не только о Фамусове и фамусовском обществе, но и обо всей Москве вообще. Больше всего запоминаются образ Максима Петровича, который в монологах Фамусова — образец, с которого следует брать пример. Максим Петрович, по представлениям Фамусова, — идеал “века минувшего”, и “гордецам” следовало бы обратиться к прошлому и “поучиться бы, на старших глядя”. Действительно, в понимании консерватора-Фамусова судьба дяди не что иное, как образец поведения для будущих потомков. Но так ли это на самом деле? Максим Петрович всю жизнь угодничал, лицемерил и выслуживался, не стыдился своего шутовства и ничтожности: унижаясь, поклоняясь чинам, верно шёл вверх по карьерной лестнице: “Когда же надо подслужиться, // И он сгибался вперегиб”. И такое позорное самоуничижение Фамусов называет смышлёностью, и такими сомнительными талантами и хитростями восторгается. Верный способ добиться успеха, по его мнению и мнению представителей “века минувшего”: заискивать перед теми, кто выше по статусу, и тогда будет и “приветливое слово”, и ордена, и почет. Таким образом, Максим Петрович, даже не появляясь на сцене, играет важную роль в развитии сюжета пьесы: после монолога Фамусова следуют резкие возражения Чацкого, конфликт между героями обостряется. К тому же, мелькающая фигура “покойного дяди” раскрывает и характер самого Павла Афанасьевича: читатель убеждается еще раз в том, что для помещика важнее всего чины и благополучие. которых вполне успешно можно добиться, используя связи и лесть. Таким образом, внесценические персонажи в “Горе от ума” позволяют лучше узнать главных героев и их ценности, расширяя границы пространства, создают образ “барской” Москвы. Обновлено: Опубликовал(а): M_maria Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|