Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Моральный выбор Раскольникова: оправдан ли его путь? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых глубоких произведений мировой литературы, в центре которого — внутренний конфликт человека, столкнувшегося с проблемой нравственного выбора. Главный герой, Родион Романович Раскольников, совершает убийство, которое, по его убеждению, должно оправдаться «высшей» целью. Но возможно ли действительно оправдать преступление, даже если оно совершается во имя блага? Ответ на этот вопрос составляет философскую и моральную суть романа.

Раскольников — молодой студент, умный, одарённый, но бедный и отчуждённый от общества.

Его теория «сильной личности» делит человечество на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Он считает, что великие люди — такие как Наполеон — имеют право преступать моральные законы, если это ведёт к великой цели. Убийство старухи-процентщицы, по мнению Раскольникова, — не злодеяние, а жертва ради «тысячи спасённых жизней».

Однако эта идея терпит крах. После совершённого преступления Раскольников оказывается во власти тяжёлых душевных мук. Его теория не выдерживает столкновения с реальностью: вместо чувства правоты и освобождения он испытывает ужас, стыд, отчуждение. Он не может оправдать убийство даже перед собой. И хотя он пытается рационализировать содеянное, страдание, одиночество и страх выдают его внутренний надлом. Это говорит о том, что теория «сильной личности», отрицающая общечеловеческую мораль, в действительности несостоятельна.

Моральный выбор героя — это не только вопрос философии, но и проявление духовной борьбы. Убийство не приносит Раскольникову душевного покоя — напротив, оно разрушает его личность, изолирует от мира, ввергает в глубокую депрессию. Лишь через страдание он начинает осознавать, что путь силы, выбранный им, не просто ошибочен, а губителен.

Особую роль в духовном перерождении Раскольникова играет Соня Мармеладова — женщина, прошедшая через страдания, но сохранившая веру, сострадание и нравственный ориентир. Именно через её смирение, жертвенность и силу любви герой начинает возвращаться к жизни. Он признаёт в ней силу истинной человечности, которой не было в его теории. И именно благодаря ей он решается сознаться в преступлении и пройти путь искупления.

Таким образом, путь Раскольникова нельзя считать оправданным. Его идея была обречена с самого начала, потому что она ставила рассудок выше совести, а личную волю — выше человеческой жизни. Достоевский показывает, что нравственный закон не может быть обойдён безнаказанно. Человек, преступивший мораль, оказывается в духовной катастрофе. Раскольникову было необходимо пройти через страдание, чтобы очиститься и прийти к пониманию, что настоящая сила — не в презрении к другим, а в любви, сострадании и смирении.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.