Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Путь Родиона Раскольникова к преступлению по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Роман “Преступление и наказание” создавался не сразу, а постепенно и многоэтапно: в разные периоды своей жизни Ф. М. Достоевский испытывал превратности судьбы, накапливал опыт переживаний и размышлений. В 1850 году, во время отбывания сибирской каторги писатель, находясь в тяжёлых тюремных условиях, по-настоящему глубоко задумался над разрешением вопросов духовного и личностного характера. Освобождение из заточения, переговоры с издателями и путешествие в Европу сопровождались постоянным обдумыванием нового масштабного романа.

История Родиона Раскольникова окончательно сложилась в Висбадене, где Достоевский, проиграв последние деньги, был вынужден приступить к её письменному изложению. Сложенные воедино замысел романа «Пьяненькие», сюжет настоящего, задокументированного преступления и выношенные за долгие годы идеи воплотились в романе Достоевского “Преступление и наказание”, и он был издан в 1866 году.

Образ Родиона Раскольникова с первых страниц раскрывается перед читателем в трагическом свете. Главного героя окружают нищета и нужда, избавления от которых требует, по мнению Раскольникова, и можно было бы достигнуть законопослушным путём. Однако бывший студент юридического факультета после размышлений о мировой несправедливости приходит к выводу о существовании двух типов людей — «нулей» и «единиц». Первые — обыкновенные смертные, они подчинены обстоятельствам и воле людей другого типа — великих, гениальных, а потому способных принести человеческие жертвы во имя идеи. Эти мысли Раскольников изложил в статье за год до того, как задумался об осуществлении убийства. Именно с того момента начинается путь героя к преступлению — он бессознательно движется по траектории, обозначенной собственной теорией, и способность пойти на крамольное дело должна стать подтверждением особенного склада его личности. Он противопоставляет себя обыденному и ищет в себе силы во имя добра совершить зло, по сути бесчеловечно против бесчеловечности; тем самым облагодетельствовать нуждающихся, стать «властелином судьбы». Искреннее христианское сострадание и непомерное тщеславие соединяются в воспалённом сознании Раскольникова, неумолимо приближая исход его внутренней борьбы.

В начале повествования автор неслучайно отсылает читателя к событиям месячной давности. Внимание читателя привлекает фраза: «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!» — Раскольников к этому моменту не только приступил к обдумыванию деталей, но и много раз останавливал себя, пытаясь справиться с отчаянием и найти выход из бедственного положения. Однако множество факторов складываются в картину подавляющего вида. Подслушанный в таверне разговор студента и офицера, вымученные горем монологи отставного титулярного советника Мармеладова и рассказы о его несчастной семье, в частности о самоотверженном поступке дочери Сонечки, письмо матери о готовящейся свадьбе его сестры, о том, как она жертвует собой для благополучия семьи — всё это до глубины души потрясает героя.

И вопрос Мармеладова — «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — снимает завесу недопустимого, очищает сознание Раскольникова от расшатанных моральных установок. Накопившееся страдание выливается в исступлённую решимость, а с нарастанием эмоционального напряжения Достоевский подводит читателя к той же мысли — нет иного выхода.

Тщательная подготовка, описание автором каждой детали растягивает повествование и, казалось бы, удлиняет дорогу к квартире старухи-процентщицы, но одной частью своей души Раскольников уже преступник — он допустил смерть как необходимость и этим он безвозвратно переступил порог человечности, той самой христианской морали. Можно сказать, что кульминация романа тогда и свершилась, однако композиционный центр составляет именно второй, последний визит к Алёне Ивановне.

В день убийства холодная расчётливость, хитрость и «тупая злоба» сопутствуют герою. Пока герой не вынул топор, «силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила». Путь к преступлению, однако, ещё не достиг конечной точки невозврата. Второе убийство неожиданно пришедшей сестры Алёны Ивановны — Лизаветы — перечёркивает надежды Раскольникова на спокойное сосуществование с самим собой. Дело в том, что за несколько дней Сонечка Мармеладова обменялась с Лизаветой крестами, и таким образом они стали сёстрами по кресту. Позднее Раскольников пойдёт на каторгу именно с этим кипарисным крестом, и несмотря на антихронологическую последовательность событий, получается так, что он убивает и свою “сестру”. Наказание понесёт не только он, но и родная сестра Дуня, и Соня, отправившаяся с ним в Сибирь, и мать, скончавшаяся в неведении о судьбе сына.

Так, от задумки до исполнения длится путь Раскольникова, но не приносит ему предполагаемого счастья. Хрупкая человеческая сущность, как показывает Достоевский, подвержена надлому, однако в этом и состоит необходимость Бога для человека — спасти утопающего и вернуть его на путь истины. Исповедь человека и анализ его душевного состояния помогает приблизиться к справедливости, которую искал Раскольников. Искупление его греха происходит непосредственно через наказание, и теперь он может идти по восходящей линии из Ада через Чистилище, и именно Соня, покорно претерпевшая самые жестокие удары судьбы, способна показать ему ворота Рая. Достоевский оставляет открытый финал и тем самым выражает свою веру в человека, гармонично подводит к замыканию идеи о значении человеческой жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.