|
Уродливый мир власти в сатире Салтыкова-Щедрина (ЕГЭ по литературе)Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — одна из наиболее ярких фигур русской литературы XIX века, известный своими сатирическими произведениями, в которых он обнажает пороки общества, критикует бюрократию и социальную несправедливость. Специфика его сатиры заключается в использовании иронии, аллегорий и карикатуры, которые помогают ему создать мрачный, уродливый портрет мира власть имущих. В этом сочинении мы рассмотрим, как Салтыков-Щедрин отражает уродливость и карикатурность властной системы на примере его произведений «История одного города», «Сказки» и «Дневник провинциала в Петербурге». В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин описывает вымышленный город, который является атрибутом российской реальности. Он наполняет этот город карикатурными персонажами, представляющими чиновников, купцов и мещан, которые образуют абсурдное общество, поглощенное своем недальновидностью и глупостью. В этом произведении власть изображается как лицемерная структура, где чиновники не заботятся о благе народа, а лишь преследуют свои корыстные интересы. Персонажи книги, такие как градоначальник, представляют собой стереотипы бюрократов, которые олицетворяют глупость и бездействие. Они пускаются в некомпетентные действия, когда, например, «каждое утро они собирались, а потом раскладывали свои важные бумаги, которые никогда не читали». Салтыков-Щедрин демонстрирует, что чиновники, погруженные в собственные интриги и гонку за должностями, оказываются в состоянии полной оторванности от реальной жизни и потребностей общества. Используя элементы гиперболы, писатель усиливает комический эффект, подчеркивая уродливость этих персонажей. Образ «гуся», который по его мнению пытался лететь в небе, символизирует законченную абсурдность власти, так как чиновники стремятся к недостижимым целям, забывая о своих обязанностях. Здесь Салтыков-Щедрин заставляет читателя задуматься о том, насколько абсурдны действия власти, когда они действуют независимо от разума и реальности. В цикле «Сказки» Салтыков-Щедрин использует жанр фольклора и аллегории, чтобы еще более ярко выразить свои идеи о власти. Он создает карикатурные образы животных, наделяя их человеческими чертами и недостатками. Например, в сказках «Кот ученый» и «Свинья под дубом» он использует метафору животных, чтобы продемонстрировать глупость и эгоизм высших слоев общества. Сказка «Кот ученый» является ярким примером сатирического взгляда автора на власть. В ней Кот становится символом образованности и мудрости, однако именно он не может справиться с дикой природой общества, олицетворяемой енотом и другими персонажами. Салтыков-Щедрин показывает, что даже если мудрец оказывается в пойманных в сети пороков, это не спасает никого от разрушения. Он демонстрирует, как избранные, погрязшие в своей гордыне и эгоизме, упускают моменты, когда нужно взять на себя ответственность. Через образы животных и вымышленные ситуации писатель заставляет читателя задаться вопросом о природе власти и ее истинных мотивах. Он показывает, что те, кто правят, часто действуют в своих интересах, игнорируя общественные нужды. Сатира Салтыкова-Щедрина приобретает пикантность именно благодаря этому использованию аллегории, через которую становятся видимыми не только характеристики персонажей, но и социальные и моральные проблемы. В «Дневнике провинциала в Петербурге» Салтыков-Щедрин возвращается к теме бюрократии через личную историю главного героя, который сталкивается с нарицательными недостатками системы. Здесь мы видим, как писатель создаёт вещной образ провинциального чиновника, у которого на фоне показной важности властей обнаруживается полнейшая некомпетентность. Протесты персонажа против бюрократической системы и предупредительные моменты о безысходности демонстрируют глубину понимания механизмов власти. Здесь Салтыков-Щедрин использует комические образы и поэтично подчеркивает нелепость происходящего. Провинциал, ставший жертвой жестокой системы, начинает задаваться вопросами: «Неужели я такой бездарный, что не могу добиться своих целей?». Это подчеркивает разницу между личными устремлениями и бюрократическими стандартами, которые кажутся просто absurd. Произведение нелегко проходит процесс прочтения, поскольку натурализм и одновременно сатирические элементы создают шок, заставляя читателя реагировать на описанное крайне эмоционально. Одновременно Салтыков-Щедрин демонстрирует, что история жизни в лапах бюрократии может быть предупреждением к созданию общества, основанного на просвещении и общественном благе. Таким образом, в произведениях Михаила Салтыкова-Щедрина мир власти и бюрократии изображается как грубый, карикатурный и абсурдный. Он становится противоречивым и неэффективным, олицетворяясь в персонажах с ярко выраженными недостатками. Сатирические элементы, аллегории и карикатуры, использованные в его текстах, служат мощными художественными средствами, которые помогают донести до читателя ключевые идеи о социальной несправедливости и коррупции. Салтыков-Щедрин обнажает недостатки властной иерархии, подчеркивая, что такая система не только разрушает индивидуальность, но и ведет к деградации общества в целом. В своих произведениях он занимается критику и протест, создавая острые образы и ситуации, которые заставляют читателя задуматься о состоянии современного мира и необходимости изменений. Поэтому его сатира остается актуальной, подтверждая, что каждый из нас может влиять на общество и его будущее, несмотря на те механизмы, которые затрудняют этот процесс. Сатирическое наследие Салтыкова-Щедрина продолжает вызывать интерес и вдохновляет новых поколений исследовать проблемы власти и общества. Обновлено: Опубликовал(а): Амина Жуманиязова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|