Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему же смешны и одновременно грустны произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по литературе)

М. Е. Салтыков-Щедрин — величайший сатирик, поэтому в романе «История одного города» и в сказках он использовал различные виды комического, чтобы обличить общественные пороки и наставить людей на правильный путь развития. Видеть недостатки автору помогала профессия чиновника, из-за которой он смотрел на мир грустно, видел пороки и не пытался оправдать невежество и долготерпение народа. Так почему же произведения Салтыкова-Щедрина и смешны, и грустны одновременно?

Отношение к герою сказки «Премудрый пескарь» автор выражает через пословицу «жизнь прожить — не то, что мутовку облизать».

Премудрый пескарь считает, что нужно жить так, чтобы «никто не заметил» и не обидел, поэтому делает норку, в которую можно забраться только одному. Повтор глагола «дрожать» показывает внутреннее состояние героя, а риторическим восклицанием («Вот когда он страху набрался!») автор подчёркивает такой вид комического как сатира, повествуя о том, что пескарь «ночью моцион делал», а днём лишь изредка выплывал за добычей. Называя пескаря «просвещённым» и «умеренно-либеральным», Салтыков-Щедрин высмеивает либералов. Однако в конце смех сменяется грустью, потому что многие люди живут «с лишком сто лет» «зря», удовлетворяя только собственные потребности, не продолжают свой род, не принося пользу обществу и не оставляя о себе светлую память.

В романе «История одного города» Салтыков-Щедрин высмеивает и градоначальников, похожих на русских царей, и бездумное послушание глуповцев, которые хотят, чтобы ими «володели» и показывали «правду». На это князь, как солнышко, «ласково усмехается», что говорит о его насмешке над головотяпами и радости возможности исполнить свои цели. При этом он сам не хочет жить с ними перенимать «звериный обычай». Глуповцы же ради царей унижаются, идут на разорение, войну и казнь, не понимая, что их используют. Они не могут сами распоряжаться своей судьбой. В этом и заключается трагизм. Кроме того, трагизм проявляется и в самодержавии градоначальников. При этом, чем меньше правитель занимается подчинёнными, тем лучше им живётся.

Вор-новотор ворует провиант у солдат, Беневольский издаёт Устав о добропорядочном пирогов печении, Брудастый имеет вместо мозга органчик и знает всего 2 слова: «Разорю! и «Не потерплю!», Бородавкин проводит войны «за просвещение», при Фердыщенко царит голод и Глупов сгорает. Несмотря на то что Двоекуров даже пытался открыть академию, а при Прыще с фаршированной головой царило изобилие, город пропадает неизвестно куда. Государство не будет развиваться до тех пор, пока народ не научится брать на себя ответственность за происходящее.

Таким образом, развитие сюжета у Салтыкова-Щедрина вызывают смех, в то время как финал уже не кажется смешным, а вызывает отвращение к монархическому строю и долготерпению народу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.