Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




по тексту Гранина «С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе» (ЕГЭ по русскому)

Совместимы ли гений и злодейство? Именно такую проблему ставит в предложенном для анализа текста Даниил Александрович Гранин.

В качестве примера несовместимости гения и преступления автор приводит описанную Пушкиным историю Сальери и Моцарта. В предложениях 69-70 Гранин акцентирует внимание на том, что именно злодейство разделило музыкантов: завистник, совершив преступление, уже не может быть "сыном гармонии", как служитель искусства. Ненависть чужда истинному таланту, потому что он самодостаточен. Совершённое преступление свидетельствует об ущербности личности, для которой оказалось мало богатств собственной души, и поэтому она покусилась на чужое: на жизнь другого человека и его славу.

Объясняя, почему так происходит, автор пишет, что гений сам воплощает высшие проявления человеческого духа, а следовательно, может оценить поступок того, кто пошёл на преступление. И разве по-настоящему великий человек может принять зло? Гранин далее раскрывает, что "гений для Моцарта не может быть злодеем", а истинно талантливый человек "имеет право судить, и, значит, Сальери не гений" (предложения 75, 76). Безусловно, гений - это совершенство, идеал, не предполагающий низкого порока, пагубной страсти.

Также одарённость - это причастность свету и, возможно, особая чувствительность к плохому.

Оба примера показывают, насколько для автора принципиально разграничивать истинную гениальность от ложной. Именно способность совершить преступление срывает маски с тех, кто только считает себя гениями, потому что если порок перевесил талант, значит, последний был действительно невелик. Приводя пример несовместимости таланта и подлости и объясняя, почему они не сосуществуют в одной личности, Гранин разделяет Моцарта и Сальери - того, кто прикоснулся к Истине через музыку, и того, кто остался далёк от правды.

Позиция Гранина такова: гений и злодейство не совместимы, потому что, совершая преступление, человек лишается связи с всем духовным. Его талант не просто одарённость, а проявление некой связи с божественным источником прекрасного. И эта связь прекращается, если допущено злодеяние.

Нельзя не согласиться с автором: гений и порок не соединяются в одном человеке. Творец, отдающий свою душу земному, не способен подняться на высоту и стать гением в избранном им искусстве. Так, герой "Портрета" Гоголя художник Чартков принимает деньги, таинственным образом попавшие к нему, чтобы обрести славу и сделать карьеру. Молодой человек, подававший надежды в живописи, стал модным портретистом, начав писать на заказ. Для этого ему пришлось поступиться не только профессиональной честностью и исправлять недостатки моделей, но и душевной гармонией, которую он обретал, когда создавал картины, следуя эстетическому чувству. Чартков перестал верить себе, своему таланту, он отдал его за деньги заказчиков, идя против истины собственного сердца, а чтобы быть гением, надо идти своим пути.

Итак, прочитав текст Гранина, я ещё раз убедился в том, что злодейство искажает внутренний мир человека, лишая его даже возможности достичь чего-то высокого.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.