Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»). (ЕГЭ по литературе)

Пьеса М. Горького «На дне» раскрывает перед нами драматические судьбы людей, лишённых работы, пристанища. автор показывает несправедливое устройство общества, когда люди оказываются лишними, ненужными. В тёмном подвале, похожем на пещеру, обитают ночлежники. Они ожесточены, раздражены, нет между ними взаимопонимания.

И вот под мрачными сводами появляется странник Лука, несущий утешительный свет исстрадавшимся грешникам. Не случайно именно Наташа приводит нового постояльца. «Какого занятного старичишку –то привели вы, Наташа…» - замечает Василий пепел.

Имя «Наташа» означает в переводе «утешение». Символично, что девушка с таким именем первая знакомится с лукой и знакомит с ним ночлежников.

Парадокс заключается в том, что Наташа – родная сестра хозяйки ночлежки Василисы, но вынуждена жить в этом мрачной ночлежке. Этот факт подчёркивает, что хозяева недалеко ушли в общественном плане от жителей ночлежки.

С первых же сцен мы убеждаемся в том, что Васька пепел неравнодушен к сестре хозяйки. Он старается выглядеть перед девушкой героем, заявляет, что не боится смерти: «Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну! Даже с радостью, потому что – от чистой руки…» Закоренелого вора привлекает в девушке её нравственная чистота, скромность, доброта. С нею рядом он и сам стремится стать лучше. Но Наташа отвергает Пепла, не доверяет ему. Она знает, что Василий – любовник её сестры, женщины злой, жестокой. Здесь же намечается и будущая трагическая развязка этих взаимоотношений. Бубнов предрекает, что девушка пропадёт «через» Пепла, потому что Василиса – «баба лютая», «своего даром не отдаст».

Трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи в том, что они оба бесправны, находятся в стеснённых социальных условиях. Есть ли выход из этой ситуации? Могут ли герои изменить свою судьбу и начать новую жизнь? Можно ли избежать трагической развязки любовного конфликта?

Драматические события любовной коллизии разворачиваются за сценой. Костылёв, распахивая дверь, призывает на помощь дядю жены полицейского Медведева: «Абрам! Иди… Василиса Наташку … убивает… иди!» Жизнь девушки рядом с жестокой сестрой невыносима, ей постоянно приходится терпеть издевательства и побои злобной Василисы. Да и Костылёв издевается над бедной девушкой, называет её нищей.

В нравственном плане хозяева недалеко ушли от вора Васьки Пепла. Разница лишь в том, что Пепел собирается изменить свою жизнь, сделать её честной и трудовой. Именно Костылёвы, охваченные жадностью и жаждой наживы, подбивают Василия на воровство. Они прячут краденое и перепродают. Но у Пепла плохая репутация, он бесправен, клеймо вора на нём с детства, потому что его отец всю жизнь скитался по тюрьмам. Да и полицейский Медведев покрывает тёмные делишки своих родственников. Он уверен, что Пеплу не удастся доказать правду.

Лука советует Василию ехать в Сибирь, расхваливает «золотую сторону»: «Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике». Он убеждён, что смелый, энергичный и предприимчивый пепел сможет в этом суровом климате прижиться и обустроить свой быт. Поначалу Василий не верит Луке: «Старик! Зачем ты всё врёшь?» Хитрый и проницательный старичок возражает: «Она, правда-то, может, обух для тебя…» Понятие правды у Луки соединяется с понятием веры: «Во что веришь, то и есть». Он видит в людях доброе начало, которое искажено дурными обстоятельствами жизни. Странник убеждён, что человеческое должно непременно восторжествовать, нужно только поддерживать то хорошее, что есть в людях.

В конце концов Пепел загорается мыслью о честной трудовой жизни. Он прямо говорит о Василисе, что не любит её, потому что нет в ней души. Коварная Василиса пытается совершить с бывшим любовником сделку. Василий освобождает её от мужа, а она женит его на своей сестре. Но Пепел не настолько глуп, чтобы поверить хозяйке: «Это – ты ловко придумала…мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу…»

В первый раз Лука спасает Пепла от греха убийства. Он оказывается вовремя на печке во время скандала и своей нарочито громкой вознёй и воющим позёвыванием заставляет пепла выпустить Костылева из рук. Он советует Пеплу поскорее уйти из этого места вместе с Наташей.

Наташа мечтает изменить свою жизнь. Она часто представляет, как приедет кто-то особенный и увезёт её с собой. Пепел уговаривает девушку идти с ним, ехать в Сибирь по своей воле, обещает работать, жить честно. Он уверен: «Лучше надо жить!» Лука убеждает Наташу, что Пепел – «парень хороший», просит, чтобы она верила ему и почаще говорила, что он хороший. Наташа долго не решается верить Василию. Трагичность её положения заключается в том, что ей идти некуда. Девушка долго колеблется, но в конце концов принимает решение поверить Пеплу.

Но счастье героев не сбывается. Ревнивая Василиса провоцирует скандал, и в драке Пепел случайно убивает Костылёва. В выигрыше остаётся одна Василиса. Она избавляется от нелюбимого мужа, отправляет любовника на каторгу, калечит из мести родную сестру, опрокидывая на неё кипящий самовар.

Трагизм взаимоотношений Наташи и Пепла в том, что им не хватает веры в свои силы. В порыве отчаяния и беспамятства Наташа обвиняет Пепла и сестру в сговоре. Она окончательно утрачивает веру в Василия.

Судьбы героев развиваются драматически, а заканчиваются трагедией. «На дне» звучит как обвинение несправедливому общественному строю, калечащему судьбы людей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.