Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




12.2. Спор нигилиста и аристократа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (ЕГЭ по литературе)

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» одной из основных сюжетных линий является идейное противостояние Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Их спор представляет интерес как столкновение аристократа с нигилистом.

Давая произведению название «Отцы и дети», писатель обращает внимание не только на отношения внутри семьи Кирсановых. Так он указывает и на социальный конфликт романа — противостояние взглядов разных поколений, которое раскрывается через общение Павла Петровича с Базаровым.

Контрастность образов героев становится очевидна ещё до первого диалога персонажей благодаря антитезе в описании их внешности и поведения. Портрет Базарова можно назвать психологическим: «широкий лоб» и спокойная улыбка подчёркивают самоуверенность и ум. При этом одежда («балахон с кистями») и манеры («вылезший из тарантаса») героя указывают на неаристократическое происхождение. Внешний вид Кирсанова, напротив, свидетельствует о дворянских привычках и принципиальности: его волосы коротко и аккуратно «острижены», и даже в деревне персонаж выходит к завтраку в рубашке с «тугими воротничками». При помощи подобных описаний автор намекает на то, что в дальнейшем Павел Петрович и Базаров будут противопоставлены друг другу.

Действительно, по ходу развития сюжета произведения нигилист и аристократ неоднократно вступают в диалоги, которые отражают их позиции по различным вопросам. Поскольку взгляды Базарова и Кирсанова противоположны, этих персонажей можно назвать героями-антиподами. Так, например, Павел Петрович считает, что без принципов «дохнуть нельзя», в то время как нигилист отрицает их значимость и необходимость. Не совпадают и мнения персонажей о природе: Базаров воспринимает её с практической точки зрения как «мастерскую», а дворянин считает красоту окружающего мира вечной ценностью. Тем не менее, в образах героев заметны и общие черты. Оба персонажа умны, горды и настойчивы, и потому каждый остаётся при своём мнении.

Однозначно определить победителя в спорах Павла Петровича и Базарова невозможно. Следуя принципам литературного направления реализм, автор подчёркивает, что позиция каждого из героев имеет как сильные, так и слабые стороны. Писатель отмечает, что нигилизм способствует устранению сословных предрассудков (например, Евгений без предубеждения относится к любви отца Аркадия и крестьянки Фенечки), но не поддерживает отрицание вечных духовных ценностей, характерное для этой концепции. Неоднозначно его отношение и к мировоззрению Павла Петровича, которому свойственно высокомерное отношение к народу (герой подносит к лицу платок, чтобы не чувствовать запах, исходящий от крестьян) и неприятие перемен. Поэтому персонажем, выражающим авторскую позицию в романе, становится мягкий и терпимый Николай Петрович, стремящийся к компромиссу и принятию других взглядов («Пилюля горька — а проглотить её нужно»).

Таким образом, в споре аристократа и нигилиста в произведении И. С. Тургенева нет победившей стороны. В финале романа взгляды героев-антиподов даже сближаются: Павел Петрович даёт благословение на свадьбу брата и Фенечки, отказываясь от сословного предрассудка, а Базаров, умирая, осознаёт несостоятельность собственных убеждений и невозможность отрицания духовной жизни человека. Так выражается авторская мысль о неизбежности перемен и необходимости нахождения компромисса для дальнейшего развития общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.