Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль науки в жизни человека аргументы М. А. Булгаков «Собачье сердце», А. П. Платонов «Песчаная учительница» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Наука имеет большое значение в жизни человека. Она служит научно-техническому прогрессу, делает жизнь человека лучше. Но всегда ли научные открытия приносят пользу обществу? Всё зависит от того, какую цель ставит перед собой учёный, какие средства он выбирает для выполнения поставленной задачи. Ставя научный эксперимент, исследователь обязан думать о последствиях своей научной деятельности. Научно-технические опыты не должны приносить вред человечеству.

Чтобы подтвердить правильность своих рассуждений, приведу примеры из художественных произведений.

В фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский решает проблему омоложения организма и ставит научный эксперимент путём хирургической операции. Бездомному бродячему псу Шарику учёный прививает гипофиз мозга человека — люмпен-пролетария Клима Чугункина, убитого в пьяной драке в трактире, где он зарабатывал себе на жизнь игрой на балалайке. Последствия эксперимента стали для профессора неожиданными: вместо омоложения произошло очеловечивание пса. Так на свет появляется «новый человек» — Полиграф Полиграфович Шариков. Но Преображенский не смог привить своему созданию культурные привычки и научить его следовать нравственным правилам. На формирование неокрепшей личности «нового человека» повлияла дурная наследственность, полученная от алкоголика и бездельника Чугункина, а также большую роль сыграл социальный фактор. События происходят после революции, и на воспитание Шарикова оказывает негативное влияние председатель домкома Швондер. Невежественный Шариков становится агрессивным существом и угрожает своему создателю, к тому же он получает властные полномочия по очистке Москвы от бродячих животных, в том числе и котов, которых по своей бывшей собачьей натуре Полиграф Полиграфович ненавидит и с удовольствием душит. Профессор приходит к выводу, что его эксперимент оказался неудачным, нелегко создать нового человека. В целях личной безопасности он вынужден произвести в обратную операцию, и Шариков снова становится добрым и милейшим псом, благодарным своему хозяину.

Таким образом, ошибка учёного Преображенского состоит в том, что он, проводя хирургический эксперимент, не думал о его последствиях и чуть не погиб от «объекта» своего опыта.

Приведу положительный пример, когда научный подход к явлениям природы улучшает жизнь людей. В рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина приезжает в астраханскую деревню учить детей в школе. Зимой ученики плохо посещают занятия, часто болеют. Девушка узнаёт, что жители страдают от песчаных бурь, которые засыпают их огороды. Учительница начинает изучать научные журналы, чтобы узнать, как бороться с песками. Она выясняет, что нужно посадить полосы кустарников, которые задерживали бы пески. Несмотря на первые неудачи, героиня не отчаивается, не падает духом, а добивается своей цели. Крестьяне начинают собирать урожаи со своих огородов, жизнь налаживается, а дети не пропускают школу.

Таким образом, научные знания, использованные с умом, помогают человеку преобразовать природу и заставить её служить людям, приносить не вред, а пользу.

На основании двух примеров мы приходим к выводу, что научно-технический прогресс может играть как положительную, так и отрицательную роль. Учёные должны думать о последствиях своих научных открытий, понимать, к чему могут привести непродуманные эксперименты.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.