Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему Чацкий так трагически одинок? А. С. Грибоедов «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — это новаторская комедия автора. Свое отражение в ней нашла конкретная историческая ситуация, на основе которой и было написано произведение. Грибоедов сам был свидетелем различных светских вечеров и раутов. Именно поэтому каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Главным героем комедии является Чацкий. И один из вопросов, возникающих после прочтения, касается трагического одиночества Александра Андреевича.

Как известно, основной конфликт всей пьесы разворачивается вокруг разделения персонажей на «век минувший» и «нынешний» соответственно.

Из-за этого раскола Чацкий, как представитель «века нынешнего», и становится будто бы одинок, не повстречав единомышленников.

Просмотрев афишу, мы найдем там центрального представителя «отцов» — Фамусова. Его образ можно считать собирательным всего светского общества. Мы узнаем, что герой имеет высокое положение среди остальных, он — зажиточный помещик и дворянин, «доживший до седин», хозяин большого дома и член «Английского клоба». Как и всё «фамусовское общество» чиновник придерживается основных ритуалов общественной жизни: устраивает балы, заботится о мнении других, для него оно свято: «Что станет говорить княгиня…». Перед нами открывается типичный барин 18 века. Он грешит чревоугодием: «ешь три часа…», любит выпить, может себе позволить лишнее с крепостными: «Ах, зелье, баловница». К тому же, Фамусов — консерватор, убежденно защищающий всё застойное и восхваляющий неизменность московских нравов: «Спросили бы, как делали отцы, учились бы, на старших глядя», «у нас уж исстари ведется». Его идеал — дядя Максим Петрович, бывший примечаемым императрицы, «перед всеми знал почет», угодничеством сделав свою карьеру. Хоть сам Фамусов вполне и образован, он не понимает нужды в этом, лишь продолжает традиции «отцов». Не умом он решал проблемы и сделал карьеру, а связями и угождением. Даже высокую образованность и ученость герой принимает за пустое вольнодумство. В просвещении же Фамусов видит опасность и «зло», которое следует «пресечь» таким образом: «Забрать все книги бы, да сжечь». Ум в его понимании только житейский, все его представления приземленные: «умен тот, кто сумел устроиться». Герой использует служебное положение, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».

Следующий представитель светского общества — секретарь Фамусова — Молчалин, наделенный практически всеми теми же качествами, что присущи и его хозяину. Служба в большом и богатом доме для героя — возможность сделать блестящую карьеру, к которой он и стремится, ведь не дворянин, потому и печется за свое место, куда его «пригрел» Фамусов. Молчалин довольно способный: «три награжденья получил», завел нужные знакомства. Главное — он понял, как жить в «фамусовском обществе» и приспособился к той среде. Два главных таланта героя — «умеренность и аккуратность». Он даже ходит «на цыпочках», знает, как угодить: «Ваш шпиц — прелестный…» Молчалин имеет «говорящую» фамилию, которая иллюстрирует не только его «бессловестность», но и намеренное не высказывание своего мнения. Сам он отзывается об этом так: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Главное же качество героя — это умение угодить: «Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…» Поэтому Молчалин придерживается этого принципа. Так, он может показаться читателям даже смешным. Но на деле он страшен. Настоящее лицо героя раскрывается в эпизодах разговора со служанкой Лизой и с Чацким. Он симпатизирует девушке, признается, что «в Софье Павловне не видит ничего завидного». Молчалин – коварный лжец, подло обманывающий дочь Фамусова, играющий роль воздыхателя, лишь бы остаться на должности. А Чацкий и вовсе неудачник в глазах героя. Молчалин так считает, поскольку ему «не дались чины», судит все и всех по себе.

Познакомимся с ещё одним важным героем, со Скалозубом. При первом же его появлении мы узнаем, что герой «с звездами, да с чинами» и такого зятя «желал бы» даже Фамусов. Это еще раз показывает, какие ценности в приоритете. Герой богат и перспективен: «И золотой мешок, и метит в генералы». При этом для Скалозуба характерна ограниченность только службой, солдафонство, карьеризм. Его кругозор узок, мысли скудны, все крутится лишь вокруг «мундира»: «Мне совестно, как честный офицер», «только бы досталось в генералы». Скалозуб с пренебрежением относится к образованию, для него это тоже «чума», он хочет учения «по-нашему: раз, два».

Нельзя не упомянуть о гостях Фамусова, второстепенных персонажах, приходящих к нему одни за другими. Они раскрывают образ всего их общества и добавляют каждый по чертам, которые объединяют всех представителей в одно «фамусовское» целое.

Первыми приезжают горичи — Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович. Мы понимаем, что жена главенствует, не дает сказать супругу ни слова. Выделяется отсутствие живых чувств, желания реализовать себя. Перед нами «муж-слуга», который «от скуки» свистит «одно и то же».

Следующими появляются представители семейства Тугоуховских, которые слышат только то, что хотят. Их явные качества и черты — это глупость, интерес к чину и деньгам, выгодный брак и пустота барышень.

Хрюмины же, бабушка с внучкой, считают, что приехали «первые», несмотря на присутствие остальных. Девушка с барским пренебрежением ставит всех гостей ниже себя, грубо обращается к Чацкому. Она также преклоняется перед всем иностранным и слепо подражает манерам светского общества.

Гость Загорецкий воплощает в себе такие черты, как угождение и сплетничество. Он подл, готов всегда «с жаром» раздуть и преувеличить любую новость.

Приезжая Хлестова, которая «от скуки» взяла «Арапку-девку да собачку» создает образ жестокой женщины, не видящей человека в крепостной.

Наконец, господин N и D еще одни настоящие сплетники, готовые из ничего пустить слух: «Ужли с ума сошел?».к

Стоит выделить, что с целью дополнения картины «фамусовской» Москвы в произведение введены и внесценические персонажи «века минувшего». Одного из таких героев я уже упомянула, это Максим Петрович — идеал для подражания светского общества.

Непонимание образования подтверждается при упоминании «чахоточного», который был «книгам враг».

Олицетворением привычного кумовства служит внесценический образ некой Татьяны Юрьевны, к которой намереваются «хоть раз бы съездить». Все ей друзья и родные.

Упоминание французика из Бордо дает нам понять, что всё повально увлечены иностранным, а родной язык недооценивают и презирают.

Таков мир «века минувшего», где главный вопрос для всего общества — вопрос о службе, возможности получить чин и награды, «достигнуть степеней известных», которые в свою очередь позволят занять видное место, выйти в люди, через низкопоклонство.

Переходя к «веку нынешнему» сразу можно выделить яркого представителя Чацкого. Ещё до его появления на сцене становится понятно, что герой — носитель образованного ума: «Остер, умен, красноречив». Уже в доме Фамусова читатель может наблюдать, что его первые монологи полны страсти, произносятся громко, автор использует ремарку: «с жаром». Он очень эмоционален и выражает свои истинные чувства. Герой надеется на взаимность, но его никто не поддерживает и не разделяет его взглядов. А он в свою же очередь преследует совершенно иные цели, идеи и идеалы. Рассмотрим характеристику дворянской Москвы по представлению Чацкого.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.