Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Социально-философская проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина (ЕГЭ по литературе)

«Из глубины России Бунин предлагает свой взгляд на судьбу всей современной цивилизации».

Проблематика рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» довольно разнообразна. Среди главных тем выделяется именно социально-философское направление. Удивительно и тот факт, что в таком лаконичном прозаическом произведении умещается столько важных деталей и элементов описания, помогающих в раскрытии значимых вопросов.

Первое, на чем хочется остановиться, — это социальный аспект проблематики рассказа.

Образ самого главного героя произведения не однозначен. Пожалуй, изначально мы обращаем внимание на его безымянность. Сразу бросается в глаза следующая фраза: «Имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил». И это очень показательно. С одной стороны, герой трудоспособен, умён и имеет хватку. Но при этом с другой стороны, он слишком самонадеян, эгоистичен и черств душой, в чем проявляется его принадлежность к типичному представителю буржуа и собирательному образу богача. Это и образ так называемого человека-вещи. Если мы присмотримся к его портрету, то сможем обнаружить такие детали, как «голову», сравниваемую со «старой слоновой костью», «крупные зубы», которые «блестели золотыми пломбами». Итак, уже начиная с экспозиции читатель узнает, кто такой господин из Сан-Франциско, определяя его положительные и отрицательные качества и относя его ко всему «светскому» обществу.

Интересы этих людей заключаются лишь в желании материально удовлетворить себя. Автор неслучайно использует множество гастрономических подробностей, описывая культ еды и уделяя внимание единственным интересующим плотским потребностям. Утром у них «кофе или шоколад», «первый завтрак», «второй», затем ещё «обильный обед». Людьми ведётся абсолютно праздная жизнь, в которой нет места ничему духовному, преобладают азартные игры, цель которых только в наслаждении и получении удовольствия. Даже любовь, и та здесь продажная, можно понаблюдать за тем, как играет роль нанятая пара.

На корабле выражены все признаки государства: насилие, жестокость и эксплуатация. К тому же, пассажиры разделены на палубу, символизирующую верх, рай и трюм — низ, ад. И в этом уже видится явное социальное расслоение. Вот такая неравная модель общества складывается по этой картине, появляющейся за счёт антитезы — противопоставления бедных богатым. Первым присуща роскошь, их представители — это «декольтированные дамы», «мужчины во фраках и смокингах». И все наверху звонко и красиво, звучал прекрасный оркестр, «все сияло и изливало свет». А вторые — это «облитые едким, грязным потом, но пояс голые» люди, окруженные «глухими» звуками «адских топок». Сам корабль олицетворяет чудовище с бездонной утробой, океан, который «был страшен» — обреченность пассажиров, их неизбежную «гибель». А название корабля «Атлантида» — тоже выделяется Буниным, как символ некоего затопления. Образы пассажиров тоже дают о себе знать. Это неискренние люди, готовые все продать или купить. Это и слуги, развращенные обществом, ведущие себя с «притворной робостью».

Но самой страшной оказывается кульминация — реакция пассажиров на смерть господина. Для людей вечер попросту «был непоправимо испорчен». Ни у кого не было ни сочувствия, ни сострадания. Да и отношение к главному герою после смерти резко меняется. Если до все стремились вежливо и изысканно услужить ему, «приставили самую умелую горничную», то после смерти господина поместили «на железной кровати», и лежал он «под грубым одеялом» в «самом сыром номере». Автор использует прием деноминации и показывает полную утрату всего того, что было у героя, в итоге от него ничего не осталось и из «господина» он превратился в «мертвого старика», а затем и вовсе в то, «что стоит глубоко».

Показав это, автор выдвигает новый, уже философский, вопрос читателям о том, в чём же всё-таки заключается смысл жизни. Ведь он совершенно не в том, чтобы накапливать блага и приобретать богатства, а в другом, смысл жизни скрывается в духовности, которой как раз нет у «светского» общества.

Добавляя в рассказ вставной эпизод об императоре Тиберии, «мерзком», страшном человеке, Бунин расширяет художественное время, опять же показывая нам глобальность проблемы, тянущейся уже долгое время. А также за счет этого произведение о конкретном человеке становится глубинным философским обобщением.

Но Бунин указывает нам и на возможные пути спасения, вводя в произведения положительные идеалы. Это образ абруццких горцев, от которых лились «наивные и смиренно-радостные хвалы к солнцу, утру». И ещё образ Богоматери — воплощение нравственных заповедей, о которых было забыто. Таков путь спасения человечества.

Таким образом, автором в рассказе поднимается социально-философская проблематика. Бунин затрагивает тему обреченности и гибельности бездухоного «света», утратившего нравственные ценности, занятого «сиюминутным» и забывшего о «вечном». А также автор выделяет философскую проблему смысла жизни, показывая несостоятельность жизненной философии «светского» общества, зацикленного на материальных преумножениях.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.