Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Подробный анализ стихотворения А. Межирова «Баллада о потерянном времени» из олимпиадных заданий по литературе (Школьные сочинения)

Произведение Александра Межирова «Баллада о возвращённом имени» написано в 1960-х годах — в эпоху зарождения постмодернизма в русской литературе. Известно, что данное литературное течение характеризуется интертекстуальностью, «потоком сознания», хаосмосом, «магическим реализмом», размытостью границ между элитарной и массовой литературой и прочими нестандартными чертами. И, как и все произведения того периода, рассматриваемое нами стихотворение вобрало в себя отдельные из этих особенностей.

Одна из них — жанр.

Он определён в названии произведения как баллада. Однако это не классическая, зародившаяся в начале XIX века, а современная баллада, которую активно развивали в своём творчестве И. Бродский, Б. Окуджава, М. Высоцкий. Почему? Если классические образцы баллады характеризуются сознательным ограничением возвышенного тона повествования, то в современной балладе характерно единение автора с лирическим героем. В ней важную роль играет не столько событийное начало, сколько лирическое переживание, а также отчетливо выделяется тяготение к необычности, мистико-драматическим событиям и мотивам. И все эти особенности нашли отражение в балладе А. Межирова.

Тему произведения автор также отразил в названии — «о возвращённом имени». И, постигнув смысл баллады, нельзя не отнести её к вечному лирическому циклу, посвящённому поэту и поэзии: она повествует об истинном предназначении стихотворца, дарованном ему свыше. Вместо обыкновенно возвышенного, впечатлительного образа поэта, воспевающего красу природы и созерцающего её живописные пейзажи, перед читателем предстаёт азартный, пьющий человек. Таким образом автор рассеивает миф о беззаботности и духовной «крылатости», создаваемых вокруг личности выдающихся поэтов, показывает их со стороны, обратной от нежно и шелковисто сплетенных стихотворных строк, чем делает их более «реальными», приближенными к народу.

Композиция баллады линейная, поскольку изложение идёт последовательно, состоит из четырёх частей, характерных для данного жанра: вступления, развития действия, кульминации и заключения. Каждая часть имеет свою систему образов, создаваемую с помощью особых изобразительно-выразительных средств, смысловой оттенок в раскрытии темы и эмоциональный настрой.

Вступление начинается с лексического повтора и каламбура: «От зелёного поля села / До зелёного поля стола» — такое начало придаёт сказочный слог всему повествованию и сеет в душе читателя какую-то тайну, которую ему предстоит разгадать. Этот же эффект достигается с помощью двойного глагола «крутится-вертится» и инверсии «шар заказной», а также трёхстопного анапеста, каким написана баллада, и чередования парных и перекрёстных рифмовок в каждой из частей, кроме последней. Сама смысловая нагрузка во фрагменте достаточно проста и, на первый взгляд, незамысловата — обычный деревенский парень начинает по-чёрному играть в бильярд в пивной «Метрополь», до чего его «судьба довела» (олицетворение), но по ходу дальнейшего повествования она кардинально меняется и приобретает большее значение.

Во второй части вводится ключевой образ поэта. Автор сопоставляет его с бильярдщиком на основании того, что оба они, по его мнению — мудрецы и пророки. Он говорит о том, что мало хорошо играть для того, чтобы стать «великим игроком» (эпитет) — нужно достичь того уровня, на котором с человеком «беседуют музы», то есть гореть азартом и страстью к победе. Анафорой и сравнением: «Как поэт, он обидой ничтожной раним, / Как игрок, ненадежной удачей храним» — автор соединяет две, казалось бы, разные натуры в одно целое. И что мы видим? Оба страстно влюблены в своё дело, зависимы от него, оба кипят желанием прорваться вперёд: один — закатить шар в лунку, другой — достучаться до людских сердец. Кроме того, в этих строчках заключена возможная отсылка к герою Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта»: «Не вынесла душа поэта / Позора мелочных обид». А в следующем двустишии видно явное обращение к пушкинскому «Пророку»: «Потому что всегда Серафим / Шестикрылый свои простирает крыла…» у А. Межирова и «И шестикрылый серафим/На перепутье мне явился. / Перстами легкими как сон/Моих зениц коснулся он...» у А. Пушкина. К слову, и тот, и другой гении также страдали игроманией, проигрывая большую часть своего имущества. Это интертекстуальность, диалектика эпох — ещё одна черта постмодернистского течения. И далее автор только больше развивает связь между ними: «В святцах смысла особого не разумея, / В честь Есенина перекрестили Егора в Сергея / Игроки игрока…». Проясняется образ того самого «деревенского парня», встречающего читателя во вступлении — становится ясно, что он — не кто иной как выдающийся поэт-имажинист Сергей Александрович Есенин, который тоже охотно коротал время за азартными играми, и не исключено, что именно он является лирическим героем баллады.

Третья часть — кульминационная. Здесь в игроке просыпается поэт («первородное имя к нему возвратилось») и начинает «глаголом жечь сердца людей»: кий преобразуется в пророческий посох, игровое поле – в белые страницы, и из-под его рук по зову самого Творца выходят «проводки рифмованных строк» (метафора). И в том выражается высшая миссия поэтического таланта — передавать земному миру поручения Вселенной, писать исключительно от души и для души. Тут наиболее громко звучит мотив предназначения поэта: «Что прославить ему суждено» — так автор подчёркивает доминирующую позицию судьбы в жизни гения. И завершают эту часть строки, в которых вновь сравниваются поэт и игрок: «У поэзии нет преимущества перед игрой — / Вечный бой — лишь бы только остаться собой» — имеется в виду потеря самообладания в процессе вовлечения в суть — неважно, игры или слова. И «великий игрок», и стихотворец одержимы некой идеей, влекущей их за собой по пятам к чему-то жизненно значимому, достославному, и за это они готовы отдать любую цену — даже если придётся принести в жертву своё эмоциональное или вовсе психическое здоровье.

И подытоживает историю игрока-поэта А. Межиров в двустишии: «Ни к тому и ни к этому лиру его не ревную, — / Всё присущее миру в гармонию входит земную». Здесь автор доносит до читателя важную мысль — помнить стоит не только о прекрасной стороне мира, но и о его неблагопристойной составляющей, потому что без неё не было бы первой — и наоборот: даже за поэтичной натурой, поющей о любви и природе, может стоять хулиган и пьяница. И всё это сливается воедино и составляет гармонию, питающую человеческую душу новыми чувственными потоками.

Так, «Баллада о возвращённом имени» пронизана философией единения материального и духовного миров, низости с божественным даром, которые в равной мере господствуют в душе истинного поэта. По прочтении произведения остаётся ощущение лёгкой задумчивости, ведь как возможен такой резкий парадокс внутри одного человека — остаётся загадкой. Пожалуй, это удел лишь настоящих талантов и гениев.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.