Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Подробный анализ рассказа В. Т. Шаламова «Дождь» из олимпиадных заданий по литературе (Школьные сочинения)

Произведение Варлама Тихоновича Шаламова «Дождь» написано в 1958 году — в эпоху послевоенных лет СССР, когда граждан массово амнистировали и высылали в исправительно-трудовые колонии, лагеря, тюрьмы, ссылки. В их число не посчастливилось попасть и самому писателю, который под грузом нелёгких физических работ создал этот рассказ, посвятив его тяготам быта каторжников: в тексте изображены фрагменты жизни людей, чьи судьбы на долгие годы переплелись за высокими заборами с колючими проволоками.

«Дождь» — так просто и, на первый взгляд, незамысловато названо произведение В.

Шаламова. Однако, если вникнуть в его суть, становится ясно, что дождь — это символ обновления, не только природного, но и духовного человеческого. Своей прохладой, свежестью и визуальной подвижностью он вызывает те тайные мысли и воспоминания, которые являются личностно важными для каждого человека, очищает разум от старых дум и облегчает душу. Через его символический образ раскрывается идея произведения: автор рассказывает историю трагической судьбы человека в тоталитарном государстве для её сохранения в памяти своих современников и потомков, для пробуждения добрых человеческих чувств. Именно дождь сопровождает В. Шаламова на протяжении всего повествования, что усиливает осмысленность и глубину природной стихии.

Рассказ состоит из четырёх композиционных частей, каждая из которых привносит своё значение в общий ход повествования и отличается индивидуальной системой образов, пафосом и изобразительно-выразительными средствами. Так, в начале произведения автор знакомит читателя с суровой жизнью каторжан, которые уже третий день вынуждены работать в шурфах под дождём. Они значительно ограничены в действиях, за ними осуществляется тотальный контроль, что подчёркивается в тексте с помощью синтаксического параллелизма: «Мы не могли выходить из шурфов — мы были бы застрелены. <… > Мы не могли кричать друг другу — мы были бы застрелены». А использованием местной «лагерной» лексики (полигон, шурф, блатари, десятник, конвой и др.) В. Шаламов постепенно добивается погружения читателя в её среду. Труд каторжан крайне тяжёл и неокупаем, а качество условий их содержания снижено до минимума: у рабочих нет даже нижнего белья, а их вымокшая одежда не просушивается.

Но начальство ничего не предпринимает — в произведении сделан акцент на дроблении людей на властителей и подчинённых. Возглавляющие лагерь лица уже намного отдалились от заключённых как в материальном, так и в духовном плане, и взаимопонимания им было не достичь; дождь лишь подчёркивает эту разницу между простым рабочим человеком и его начальником, личности которых привыкли к разной жизни и к разным условиям: «Примитивный тайный расчёт начальства был таков, что дождь и холод заставят нас работать. Но ненависть к работе была ещё сильнее…». Если для вышестоящих дождь — двигатель прогресса, то для каторжников он – «холодные плети воды, опускавшиеся на (их) спину» (метафора). Данные обстоятельства вынуждают людей чувствовать себя рабами, что не может не быть мучительным для души, уже когда-то познавшей свободу (вспомним судьбу лермонтовского Мцыри). Всё это истощает человеческое нутро и лишает людей необходимых для счастливого существования благ, что и служит предпосылкой их последующего нежелания жить в таких условиях.

Далее автор рассуждает о самоубийстве. Заметим, что фраза: «я знал, что ничто в мире не заставит меня покончить с собой» — вводится в повествование внезапно, без подготовки читателя к этому, вероятно, в связи с тем, что мысли о суициде — частое явление в окраинах лагеря. Работа заключённых скучна и однообразна, что нередко служит почвой для размышлений, и, более того, они — их единственная возможность скоротать время. А фоновый шум дождя мотивирует их переосмыслить некоторые вещи, как произошло и с рассказчиком: «я стал понимать суть великого инстинкта жизни». На пути к осознанию духовного преимущества человека над физическим началом он сравнивает людей с лошадьми и приходит к выводу, что «лошади ничем не отличались от людей» — и всё же почему-то оба — рабы последних. В этом заключается великое единение человека и природы, передача одной простой мудрости и сформированной годами философии от второго, более древнего и опытного, к первому: «ты — человек, и что бы ни случилось, ты можешь это выдержать, ведь ты сильнее смерти» — напоминает рассказчику природа. И, неожиданно для себя отдёрнув ногу от катящегося камня, он подчинился тому самому «инстинкту жизни», присущему всему живому на Земле и воспитывающему в нём выносливость, позволяющую преодолеть любые жизненные препятствия. С этой задачей автор справляется как нельзя лучше: среди окружающей тоски и постоянства он смог найти оптимистическую ноту, чем схож с главным героем фильма «Побег из Шоушенка», Энди Дюфрейном, который незаслуженно попал в тюрьму, где столкнулся с жестокостью и беззаконием, царящими по обе стороны решётки, но его добрая душа спасла его от отчаяния, и он стал искать способы добиться расположения к себе как заключённых, так и охранников и находил их, что впоследствии помогло ему сбежать из Шоушенка.

В третьем эпизоде дождь наводит автора на воспоминания о проходящей мимо женщине. Не случайной, а первой женщине, увиденной каторжанами за 3 года. А потому она была для них особо примечательна: её появление привнесло хоть какую-то краску в мрачное и однообразное существование заключённых, подчёркнутое в тексте лексическим повтором: «Серый каменный берег, серые горы, серый дождь, серое небо, люди в серой рваной одежде…». И что оказалось для них более важным — она поняла их. Но почему? Должно быть, потому что и она, и каторжники объединены одним жизненным несчастьем: и в исправительно-трудовой лагерь, и в проституцию добровольной дороги нет, и они — лишь следствие безнадёжного существования. Женщина шла по тропинке, «не обращая внимания на окрики конвоя», а мужики издавали «радостный рёв», хотя их могли застрелить, что тоже говорит об их неблагополучии — ни один среднестатистический человек равнодушным к своей жизни не будет. Также в данном фрагменте можно наблюдать значительно пониженную планку общечеловеческих ценностей и требований к обычным вещам: случайная женщина «показалась красавицей» мужикам, несмотря на разные вкусы и стандарты красоты; автор эпитетом отмечает «великое сердце» героини и её мудрость, хотя для человека, живущего в благополучии, её действия не вызвали бы такого резонанса.

В финальной части произведения автор показывает нам отчаявшегося в суровых лагерных условиях человека — Розовского. «…Я долго думал! И понял, что смысла жизни нет… Нет…» — кричал он, не обращая внимания на конвойных. И в этом повторе слова «нет» заключено его душераздирающее одиночество, сопровождаемое утратой жизненной цели. Вероятно, Розовский не успел осуществить свою мечту в долагерной жизни и осознал, сколько лет ещё отнимет у него заключение, скольких лет, потраченных на дорогу к достижению счастья, лишает оно его. Это и послужило предпосылкой к его первой попытке самоубийства и ко всем последующим. Пустая жизнь и бесцельное существование сподвигали его к ним. Здесь же проявляется участие заключённых в судьбе друг друга, их взаимопонимание: автор, осознавая последствия крика и слов Розовского, прикрыл его, сказав, что тот болен. Подобным образом поступал и Энди из «Побега из Шоушенка»: он вселил в Реда надежду на освобождение, которая под биением его вновь одухотворённого сердца сбылась и подарила ему свой Тулон.

Таким образом, небольшое по объёму произведение соединило в себе четыре важнейшие темы нравственности и морали: отношение человека к человеку, единение человеческого и природного начала, духовные ценности и смысл жизни. На протяжении всего повествования они тесно перекликаются друг с другом, объединяясь в символическом образе дождя и вызывая в душе читателя самые высокие и благородные чувства, составляющие его жизненное счастье.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.