Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ «Словоохотливый домовой» (Грин А. С.)

Домовой. Каждый человек хоть раз слышал о существовании этого мистического создания. Кто-то считает его домашним проказником, кто-то уверен, что он — хозяин и обыватель дома. Александр Грин в экспозиции рассказа представляет домового как хранителя домашнего очага и уюта. Маленькое мифологическое существо, которое никто не должен видеть всё никак не может покинуть родной дом. Хоть и хозяева давно ушли из жизни, что-то держит домового в стенах старинного, заброшенного дома. Уже тридцать лет он сидит «холодной плиты, давно забывшей огонь». Эта метафора подсказывает читателю, что дом давным-давно опустел.

Сидит наедине с мучительной зубной болью, что не отпускает его ни на миг. И даже появление неизвестного странника не прерывает страданий. Несчастно постанывая, местный обыватель решается рассказать историю, которая мучает его на протяжении стольких лет. Так, переходя к завязке, домовой начинает повествование.

Маленький хозяин рассказывает о семье, с которой ему выдалось жить. Анни. Молодая, красивая девушка, что умела радоваться каждой мелочи. И солнечный зайчик, и поющий камушек, всё было ей отрадой. Домовой сравнивает её с «маленьким диким цветочком». Такие метафоры говорят об Анни как о романтической натуре, человеке, отдающемся эмоциям, живущим чувствами. Наверное, поэтому домовой «ходил по пятам» именно за Анни, ведь она такая тонкая, душевная натура, которой нужна защита и присмотр. Домовой отмечает важную деталь: «только мы, козлоногие, умеем разбирать знаки души, люди непроницательны». Отсылка к этой фразе будет упомянута странником в конце рассказа. «Козлоногие» - это перифраз, под которой подразумевается сам домовой.

А муж её — Филипп — наоборот. Земной человек разума, заботящийся о своей жене как о маленьком ребёнке. Кажется, Филипп отрицал даже существование домового. Говорил, что по крыше ходит ворона, а в деревьях шумит ветер. Будто боялся, что есть кто-то, о ком он не знает. Всего дважды в рассказе показаны эмоции Филиппа. При встрече с другом – Ральфом, когда Филипп «от радости бросил вверх шляпу, закричал, обнимая пришельца». И в моменте, когда Филипп идёт за гробом своей возлюбленной, «полуседой». Такой скудный эмоциональный окрас Филиппа говорит о нём, как о серьёзном человеке холодного разума.

Но, несмотря на то, что автор их противопоставляет, несмотря на их полярность, домовой никогда не слышал и не видел их ссор или холодного отношения. Этим он отмечает, что союз их был крепок и нерушим. Домовому казалось, что жили влюблённые в мире и спокойствии, и ничто, совсем ничто не могло их разделить.

И вправду, они были близки друг другу. Филипп доверял Анни свои драгоценные рассказы о – Ральфе. Он и вправду много говорил о нём. Появления Ральфа ждали оба. И любили его так, словно он всю жизнь прожил с ними. Наверное, такие частые рассказы о Ральфе заставили Анни проникнуться чувствами к странствующему моряку. Ещё до встречи с другом Филиппа она интересовалась о его жизни.

Анни и Ральф случайно встречаются, они сразу узнают друг друга. Филипп так много и так ярко рассказывал о Ральфе, что Анни сразу узнала этого «смуглого моряка». Употребляя эпитет, автор подчеркивает, что Ральф действительно долго странствовал по морям, раз солнце наградило его таким загаром. Кульминация, накал напряжения. Между Ральфом и Анни пролетает некая искра. Удивительное чувство, которое ощутили оба. Это была любовь. Любовь с первого взгляда. И тогда они слились воедино поцелуем. Автор упоминает, важную художественную деталь: «холодная вода в жаркий день». Противопоставление, которое заключается не только в температуре погоды и воды, но и в чувствах Анни.

После случившегося Ральф не стал гостить у семейной пары. Он был вынужден покинуть их и никогда больше не возвращаться. Виной тому образовавшийся любовный треугольник, который никак не мог существовать в сложившихся обстоятельствах. В развязке рассказа любовный треугольник распадается, но какой ценой… Ральф потревожил любовный союз Ании и Филиппа, поэтому был вынужден уйти. Все трое невероятно дороги и близки друг другу. Никто не смог бы вынести такого предательства или умолчать о содеянном.

Автор не упоминает, спустя какое время умирает семейная пара, читатель может только догадываться, сколько они ещё жили вместе. Известно лишь одно, умерли они, как в сказке, в один день. Такой эпилог у этой истории любви. А домовой остаётся совсем один. И не понимает, почему «охотник и убийца» Ральф отобрал его друзей. И почему они не могли жить втроём долго и счастливо? «Убийцей» домовой метафорично называет Ральфа потому, что он убил его счастье. Убил любовь в семье своим появлением. Стоит отметить, что Анни умирает от простуды. Искупалась в холодной воде, несмотря на то, что день был жарким. Это реминисценция — отсылка к дню, когда встретились Анни и Ральф.

Верно подмечено: «домовые непроницательны». И вправду, откуда этому маленькому мифическому существу известны человеческие чувства? Как Анни смогла полюбить двух мужчин? Домовой не в силах понять глубину человеческих отношений. Поэтому и болит у него зуб. Зуб, а не сердце. Ведь как правило, у людей, потерпевших утрату, болит душа, болит сердце. Домой — лишь дух, неспособный жить и чувствовать так, как это дано людям.

Грин оставляет конец рассказа открытым, тем самым даёт читателю поразмыслить о хрупкости семейного счастья, о взаимоотношениях людей. Раскрыть позицию автора помогает последняя реплика странника: «Только мы, пятипалые, можем разбирать знаки сердца». Под перифразом «пятипалые» автор как раз подразумевает человека. Ссылаясь к сказанной ранее домовым фразе, странник доказывает обратное. Только люди знают, что такое любовь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.