Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Может ли борьба за новые технологии превратиться в борьбу против человека? Аргументы О. Хаксли «О дивный новый мир», Е. Замятин «Мы» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Мы живем в 21 веке, в новейшее время, в эру научно-технического прогресса. Сейчас во многих отраслях промышленности всю тяжелую физическую работу выполняют именно машины, а в некоторых областях искусственный интеллект уже начинает заниматься и умственной деятельностью, например творчеством.

Новые технологии вошли и в нашу повседневную жизнь, став привычной её составляющей довольно быстро. Некоторых писателей это вдохновило на новую мысль в литературе, и они начали поднимать вопрос о влиянии цивилизации на людей. Технологии — враг человека? К чему может привести одержимость плодами цивилизации? Может ли человек потерять себя в погоне за прогрессом? Ответы на эти вопросы можно найти на страницах литературы писателей 20 века.

Олдос Хаксли в романе-антиутопии «О дивный новый мир» изображает Мировое государство, где правит технократия, логика и разум стоят на первом месте, а вместо Бога люди поклоняются Форду, создавшему крупнейшую автомобильную компанию.

Читая роман, постепенно осознаешь, что этот мир совершенно не «дивный», а бесчеловечный и жестокий. В государстве люди от рождения делятся на классы, не равные в правах между собой. Дети вырастают «в инкубаторах», и с детства им внушают идеологические идеи страны, например «Каждый принадлежит всем остальным», «История — сплошная чушь». Искренность и эмоциональность порицаются. Все чувства подчинены холодному рассудку и расчету. А если у тебя испортилось настроение — просто прими пару грамм сомы, местного наркотика, и вмиг развеселишься.

Чтобы показать все недостатки этой страны, Хаксли включает в повествование героя из другой среды, который пытается противостоять законам Мирового Государства. Джон вырос в «заповеднике», то есть там, где жили «дикари» по старым традициям. Он, романтик, человек высокой морали, буквально воспитанный на книге Шекспира про любовь, был шокирован тем, как жили люди за пределами его дома. Джон не выдерживает искусственности Мирового Государства. Он хочет получать от жизни настоящие эмоции, а не жить в «пластиковом мире», следуя общим правилам, убивающим человеческое начало в людях. На последних страницах романа мы видим монолог Дикаря, полный отчаяния и разочарования. Свой последний протест против цивилизации Джон выражает в форме самоубийства.

Так, Олдос Хаксли показал, к каким последствиям может привести неразумное и чрезмерное использование технологий. Пытаясь автоматизировать и механизировать всю свою жизнь, жители Мирового Государства совершенно забыли о нормах нравственности и морали.

Советский писатель Евгений Иванович Замятин также раскрывает идею противостояния человека и цивилизации в романе-антиутопии «Мы». Действие произведения происходит в далёком будущем, в мире, где всё подчинено законам математики, а вместо имен каждому человеку присвоен индивидуальный нумер. Главный герой, Д-503, ведет дневник, благодаря которому мы можем проанализировать, как мыслит обычный житель такого государства. Он смиренно выполняет все приказы «сверху», ведёт строго регламентированную Часовой Скрижалью жизнь и ему не свойственно проявление эмоций. Однако неожиданно герой влюбляется в таинственную, загадочную I-330, которая, как позже выясняется, является одной из заговорщиц против Великого Благодетеля. Д-503 начинает видеть изъяны парадигмы, в которой он живет. Он готов пожертвовать всем и следовать за возлюбленной, но они не успевают убежать. Д-503 объявляют больным — у него нашли «душу», а потому его оперируют и лишают возможности чувствовать. Главный герой, превратившийся в равнодушного робота, сам сдает I-330 Правительству и наблюдает за тем, как её пытают.

Замятин в романе высказал важную идею о том, что если технологии поработят мир, на свете не останется ничего настоящего и «человеческого».

Таким образом, писатели выражали опасение о том, что борьба за технологии однажды может превратиться в борьбу против человека. Жить в цивилизованном обществе это, несомненно, удобно и приятно. Однако нельзя переходить грань между «технологии облегчают мою жизнь» и «технологии управляют моей жизнью».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.