Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Технический прогресс — зло или благо? Аргументы И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», М. А. Булгаков «Собачье сердце» (Итоговое сочинение (декабрьское))

В нашей жизни технологии играют поистине огромную роль. Сейчас мы не можем представить нашу жизнь без них. Общество быстро развивается, и появляются новые пути взаимодействия технологий и человека, что и приводит к созданию великих изобретений. Но часто в погоне за прогрессом человек теряет нравственные ориентиры, порой пренебрегая жизнями окружающих. Всегда ли технический прогресс приносит благо? Над этим вопросом нам и предстоит поразмышлять.

С одной стороны, технический прогресс, к сожалению, может подталкивать общество к социальному неравенству и, самое страшное, к безнравственности.

Таким образом, более обеспеченные люди, использующие блага цивилизации, думают, что они обладают большей властью из-за своего социального статуса, а также используют других и наслаждаются этим. Так,

например, в произведении Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско» изображён пароход «Атлантида», который представляет собой «громадный отель со всеми удобствами»: Этот пароход — создание ума и рук человеческих, вершина технического прогресса начала 20 века: он способен совершать кругосветные путешествия, преодолевая не только огромные пространства, но и страшные штормы разбушевавшегося океана — мощной водной стихии. Вспомним, как устроен пароход. На верхних этажах корабля развлекались богатые люди: они «беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма» от дорогих сигар, думая, что они вершат судьбами народов, а

«в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость, пары крутились в вальсах». А на нижних «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». Автор не случайно противопоставляет верхний и нижние этажи парохода; здесь всё, как в буржуазном мире: одни работают не покладая рук, другие пользуются всеми земными благами, ибо у них есть главное — деньги. Наверху мы видим ленивых и самолюбивых людей, а снизу настоящих работяг, благодаря которым и развивается общество. Они, имеющие доступ ко всем благам цивилизации, остаются эгоистичными, равнодушными к тем, кто создает блага. Бунин отвергает бездуховную жизнь буржуазного мира: звуки сирены и мощные волны океаны как бы предвещают конец такому безнравственному обществу, где преклоняются одному идолу — деньгам. Об этом свидетельствует бессмысленная смерть господина из Сан-Франциско. Несмотря на его миллионы, его бездыханное тело кладут в обычном ящике из-под содовой.

Этот пароход — «недра преисподней» для таких людей. Проанализировав это произведение, убеждаешься, что технологическое развитие не всегда носит полезный характер. Благами цивилизации часто пользуются только богатые люди, используя труд тех, кто трудится, создавая эти материальные и духовные ценности. Технический прогресс в результате может привести к обогащению одних и к обнищанию других.

С другой стороны, часто в погоне за техническим прогрессом люди нарушают нравственные законы. Они стремятся изобрести что-то действительно великое, но тем самым могут нанести вред окружающим. Так, в

произведении М. А. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский в погоне за созданием человека из животного нарушает законы природы, и «… весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе». Он создал очень

плохого и глупого человека. Ему чужды законы и мораль. Филип Филипыч говорит: «Вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы, в присутствии двух людей с университетским образованием, позволяете себе, с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить, и вы в то же время наглотались зубного порошку!..». Таким образом, профессор в погоне за,

бесспорно, прекрасной мечтой — создать существо разумное, сделал лишь зверя в облике человека. На данном примере видно, что слишком быстрый прогресс, при котором ученые пренебрегают нравственными нормами, может быть губительным для общества.

Оба этих примера, дополняя друг друга, показывают, насколько печальными последствиями может обернуться технический прогресс для человечества.

Резюмируя всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что технический прогресс, действительно, может иметь достаточно пагубный исход, но если люди в погоне за открытиями будут действовать, не пренебрегая нормами морали и законами природы, то научное развитие может много привнести в нашу жизнь и сильно облегчит её. Хотелось бы закончить словами Герберта Спенсера: «Прогресс — не случайность, а необходимость».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.