Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Философская идея Б. Л. Пастернака (ЕГЭ по литературе)

Б. Л. Пастернак значительную часть своей жизни посвятил изучению философии, именно поэтому в его стихах так много не всегда понятных для нас мотивов. Для такого рода литературы как лирика характерно выражение чувств и эмоций автора, но философские произведения Пастернака пронизаны ещё и размышлениями и идеями, которые изящно спрятаны за загадочными образами. Автор нередко обращается к темам творчества, судьбы и времени.

Вот например, стихотворение “Определение поэзии”, его название напрямую говорит нам о чем оно, но весь остальной текст целиком состоит из образов:

Это — сладкий заглохший горох,

Это — слёзы вселенной в лопатках,

Это — с пультов и с флейт — Figaro

Низвергается градом на грядку.

Нам трудно расшифровать символы, связанные с конкретными явлениями и предметами метонимически или даже ассоциативно.

Но стоит ли пытаться это сделать? Для понимания мысли Пастернака мы должны обратить внимание на их сочетание. Разве может слово “низвергается” находится в одной строке со словом “грядка”? Как могут быть связаны звезды и горох? Определение поэзии автор видит в соединении низкого и высокого. По этому принципу и строится лирика самого Пастернака.

Его лирический герой очень часто как бы наблюдает за земной жизнью, но сам стремиться в некое неосязаемое пространство, где не существует времени. Именно это мы можем видеть в его стихотворении “Сосны”. Оно пронизано умиротворенностью и спокойствием.

В траве, меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув

И к небу головы задрав.

Трудно поверить, что такое гармоничное произведение было опубликовано в 1941 году, во время голода и насилия. Откуда у героев столько внутренней свободы? Ответ мы находим в этих строках:

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

Философская идея Пастернака заключается в том, что человеческая душа может возвыситься над земной жизнью, прикоснувшись к чему-то вечно прекрасному, например, к лесной природе. Это состояние автор изображает как сосны, именно поэтому стихотворение так названо. В последней строфе упоминается “публика... у столба с афишей, не различимой вдалеке”. Эта “неразличимость” доказывает нам, что “Сосновая снотворная смесь” подействовала на героев и они действительно больше не являются участниками истории, а находятся где-то в более гармоничной и неосознанной реальности.

Ещё один философский мотив, зучащий в поэзии Б. Л. Пастернака — человек и его судьба. Стихотворение “Гамлет” писатель отдал, герою своего романа, Юрию Живаго, В образе которого он отразил мучительные гамлетовские сомнения при выборе жизненного пути. В основе произведения лежит сравнение. Прежде всего, лирический герой сравнивает себя не с персонажем трагедии, а с актёром, который должен сыграть Гамлета: ”Гул затих. Я вышел на подмостки”. Далее, возникает еще одна аналогия с Иисусом Христом: ”Чашу эту мимо пронеси...”. Как актёр играет свою роль, выполняя указания режиссера, так и Сын Божий безропотно смиряется с уготованной ему участью. В Финале стихотворения Христос, Гамлет, Живаго и актёр объединяются в самом авторе, одиноком в мире, который «тонет в фарисействе», то есть в лицемерии. Мы приходим тому, что человек, как герой пьесы Шекспира, постоянно обязан делать выбор, но его судьба, как роль актёра, предопределена заранее.

Таким образом, Пастернака всегда интересуют вечные вопросы. Его рассуждения в сочетании с узнаваемыми образами и музыкальным ритмом оказываю на читателя магический эффект.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском