Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


История проходит через Дом человека, через его частную жизнь» (Ю. Лотман) (Итоговое сочинение)


Бывают такие эпохи, когда личная судьба человека, его частная жизнь, семья, дом

особенно тесно переплетаются с историческими событиями. Например, Юрий Лотман, раскрывая биографию А.С.Пушкина, подчёркивает, что в эпоху Александра 1 существование человека было тесно связано с историей. Хотя Пушкин и его лицейские друзья не принимали личного участия в войне 1812 года, но историческая жизнь стала частью их личной биографии. Однако и в более спокойное и мирное время общественно-политические изменения не могут не отразиться на частной жизни.

Попробуем это доказать, обратившись к пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад», написанной в 1903 году и продолжающей тему оскудения «дворянских гнёзд», начатую ещё И.С.Тургеневым в романе «Дворянское гнездо».


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Главная героиня этой лирической комедии (именно на таком определении жанра пьесы настаивал сам Чехов, отказывая своим героям в трагедии) Любовь Андреевна Раневская после пятилетнего пребывания за границей возвращается в родное поместье. Всё ей кажется здесь близким и дорогим. Она предаётся счастливым и светлым воспоминаниям, связанным с этим домом и вишнёвым садом. Это имение является частью её прошлого, истории её семьи, и ей очень тяжело с ним расставаться. На 22 августа назначены торги на аукционе, имение продаётся за долги. Дом и сад приобретает купец Лопахин, который не питает никаких тёплых чувств по отношению к барской усадьбе. Он лишь вспоминает, что здесь пороли на конюшне его деда, а отца не пускали дальше передней. Ермолай Лопахин и торжествует победу, и грустит оттого, что не может понять, когда же закончится эта «нескладная» жизнь. Он и сочувствует Раневской, потерявшей самое дорогое, пытается её утешить, и в то же время ему не хватает такта подождать, когда хозяева уедут, и только тогда приказывать рубить вишнёвые деревья. Тонкость, деликатность, культура прививаются через многие поколения, и Лопахин понимает, что он, несмотря на своё богатство, белую жилетку и жёлтые башмаки, «мужик мужиком», пытается попасть «со свиным рылом в калашный ряд». Он вырубает под корень не просто деревья, но уничтожает и историю дворянской семьи ради получения прибыли. На месте сада деловой человек хочет разбить дачные участки и сдавать их в аренду. Семья Раневских и Гаевых распадается. Раневская снова уезжает в Париж. Её брат Гаев собирается работать в банке, правда, многие герои относятся к этому скептически, ведь Леонид Андреевич никогда не работал. Приемная дочь Варя нанимается в экономки, а семнадцатилетняя Аня собирается много трудиться.

Но особенно заметно, как история, изменения в общественно-политической жизни влияют на личность, на характер человека, на его нравственность, мы можем проследить, сравнив двух второстепенных персонажей комедии. Один из них – 87-летний старик, лакей Фирс, который отмену крепостного права в 1861 году, то есть за 40 лет до происходящих событий, воспринимает как несчастье. Он предан господам, ухаживает за Гаевым, как за ребёнком, ворчит на него: «Опять не те брючки надели». Он считает, что раньше было лучше: мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все «враздробь». Он предан и барскому дому, но именно этого трогательного старика забывают хозяева, покинувшие имение.

Старику Фирсу противопоставлен молодой лакей Яша, который жил в Париже 5 лет и вернулся на родину вместе с Раневской. Яша презирает деревню, где, кстати, сам вырос, не хочет видеться со своей бедной матерью-крестьянкой, которая специально пришла из деревни, чтобы увидеться с сыном. Он соблазняет легкомысленную горничную Дуняшу и оставляет её, обвиняя в безнравственности. Он просит Раневскую снова взять его в Париж, так как жить в России, по его мнению, тёмной и невежественной стране. Яша предаёт всех и вся. Это низкий, ничтожный и в то же время самодовольный лакей, достойный одного презрения.

Мы видим, что история и время не всегда «работают» на смягчение и улучшение человеческих нравов, и Яша – яркий пример духовной деградации.

Ещё один пример того, как история влияет на дом человека и его частную жизнь, мы можем найти, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». События начинаются 20 мая 1859 года в сложный исторический период, когда на смену либералам – дворянам пришли разночинцы и революционеры-демократы, когда готовилась отмена крепостного права. В родительский дом, в своё «дворянское гнездо» возвращается юный Аркадий Кирсанов и не один, а вместе со своим новым другом- нигилистом Евгением Базаровым. Николай Петрович замечает, что сын как-то отдалился от него, увлёкшись нигилистической теорией. В конце романа мы видим, как Аркадий уже под влиянием девушки Кати отказывается от прежних взглядов, обращается к семейным ценностям и традициям. А это означает только одно: какие бы новые идеи и модные веяния ни увлекали молодого Кирсанова, он возвращается на круги своя, снова сближаясь с отцом.

Подведём итоги. Мы убедились в справедливости мысли о том, что история проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Влияние исторической эпохи на единичную судьбу может быть разным. Иногда это воздействие разрушительно и ведёт за собой необратимые процессы. А может быть и так, что взбаламученное лоно вод снова войдёт в свои берега и жизнь потечёт по-прежнему.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id13813




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:46:39
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение