Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. В чём сходства и различия в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу? (ЕГЭ по литературе)

Общественный конфликт в произведении возникает между Чацким и фамусовским обществом и подразумевает столкновение двух разных общественных идеалов и позиций. Александр Андреевич, будучи «вольнодумцем», отказывается приспосабливаться к среде, полной лицемерия. Софья же, воспитанная в таких условиях, уже является частью этого фальшивого мира.

Фамусовское общество — олицетворение подлости, невежества и косности. Именно в его представителях обличены пороки современного А.

С. Грибоедову общества — чинопочитание и лицемерие. Так, говорящая фамилия Фамусова, лидера приверженцев старого крепостнического уклада и фальшивых нравов, подчеркивает типичность героя: его идеалы, а именно богатство и власть, сродни большинству людей того времени. В монологе Павел Афанасьевич упоминает своего дядю Максима Петровича, восхищаясь тем, как тот сделал карьеру и занял хорошее положение в обществе («не то на серебре, на золоте едал») благодаря способности «сгибаться вперегиб». Для Фамусова, как и для его сторонников, раболепие и подлость — тоже хорошие способы достижения желаемого.

Абсолютно иные взгляды на жизнь имеет Чацкий. Он протестует против господствующих в фамусовском обществе нравов, подразумевающих лицемерие и приспособленчество. Заметив, что Россия превращается в провинцию Франции, в своем монологе о французике из Бордо Александр Андреевич пропагандирует национальную самобытность, осуждая слепое подражание людей, начавших даже говорить по-французски, пытаясь соответствовать канонам моды («ни звука русского, ни русского лица не встретил», «такой же толк у дам, такие же наряды»). Поддерживая просвещение, Чацкий также остаётся непонятым, ведь для фамусовского общества ум — это добиться чина и богатства: «Ученье — вот чума…» — говорит Фамусов об образовании, считая «безумным» и главного героя, и «ботаника» двоюродного брата Скалозуба, и племянника княгини Тугоуховской, увлекшегося книгами. Однако, даже одержав поражение в столкновении с безнравственными людьми, Александр Андреевич не отказывается от своих идей и взглядов, понимая необходимость борьбы с «веком минувшим», его нормами и идеалами.

Софья является неоднозначной героиней. Её образ совмещает как наличие собственного мнения, так и черты, свойственные фамусовскому обществу. С одной стороны, она умна и мечтательна, что можно заметить по ее репликам: речевая характеристика отражает воспитанность, начитанность и смелость суждений героини, немыслимые для Фамусова, Скалозуба и Молчалина. Софья способна любить, а не зациклена на безнравственных идеалах, как её отец, что подтверждает её реакция на падение Молчалина с лошади. С другой стороны, именно она распускает слух о «сумасшествии» Чацкого, всеми привычками, стремлениями и идеалами она привязана к фамусовскому обществу.

Таким образом, оба героя с непониманием относятся к нравам Фамусова и его сторонников, но каждый выражает это по-своему: Чацкий открыто высказывает идеи, противопоставленные мыслям его оппонентов, в то время как Софья, хоть и не обращает внимание на мнение окружающих, была воспитана по идеалам отца, отчего не может развить свои положительные качества и задатки сильной характером личности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.