|
«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» — цитата Белинского пример (ЕГЭ обществознание)Прав В. Г. Белинский, когда утверждает, что человек является биопсихосоциальным существом, и если биологические признаки создает природа, то лишь общество и другие люди развивают в нас социальные и психологические свойства. Другими словами, в этом высказывании автор ставит проблему двойственной природы человека: его биологической и социальной сущности. Известно, что именно социальные критерии отличают людей от других живых существ. К таким критериям относят: мышление, речь, сознательную и целенаправленную деятельность и т. д. Любой из этих пунктов присущ каждому индивиду — отдельному человеку, которому, наряду с родовыми, присущи и индивидуальные черты, такие как природные задатки или внешние особенности. Высшей стадией развития индивида является личность — совокупность социально значимых качеств человека, присущим ему как члену общества. Личностью индивид становится в ходе социализации — процесса усвоения человеком социальных норм, идеалов и ценностей. Следовательно, лишь в процессе взаимодействия с обществом человек может развиваться и самосовершенствоваться. Без участия других людей (агентов социализации), не осваивая речь и не развивая мышление, человек уподобляется остальным исключительно биологическим существам, таким как, например, животные. Всем известны истории о так называемых "детях-маугли", потерявшихся в лесах малышах, которые были воспитаны в животной среде и после возвращения в общество не сумели наладить с ним контакт, так как не владели речью, не понимали поведения людей, а обладали лишь повадками тех существ, которыми они были выращены. Очень маленькая часть таких детей находила себя в обществе, большинство же постигла печальная участь не привычного к социальной среде полудикого существа. Более конкретный пример развития индивида в условиях строгой изоляции от общества иллюстрирует российская история. Иван VI, наследник российского престола, долгие годы провёл во всякого рода заточениях, оторванный от семьи в частности и от общества в целом. Как утверждают некоторые источники, под конец жизни у юного императора стали наблюдаться признаки неадекватного поведения, что связывают как раз таки с тем, что на протяжение всей сознательной жизни он не контактировал с обществом, т. е. не мог полноценно развиваться как личность. Таким образом приведенные примеры и факты подтверждают мысли В. Г. Белинского о том, что что хоть человека и создает природа, личностные черты он приобретает и развивает в обществе, и именно общество играет ключевую роль в его становлении. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Липатникова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|