Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема соотношения личной памяти человека и исторической памяти народа по тексту Д. С. Лихачева Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого (ЕГЭ по русскому)

В данном тексте известный российский филолог, академик Д. С. Лихачев поднимает проблему соотношения личной памяти человека и исторической памяти народа.

Автор размышляет об одной из важнейших ценностей – о памяти. Комментируя проблему, приведу примеры из текста. По мнению академика, память – величайшее «свойство любого бытия». «Памятью обладают» бумага, растения, камни, стекло – все материальное бытие. Сложными формами родовой памяти обладают птицы (предложения № 4-6). Что уже говорить о «человеческой памяти», заложенной в веках, переходящей от одного поколения к следующим.

Стоит отметить, что память «противостоит времени». Благодаря ей «прошедшее входит в настоящее, а будущее предугадывается настоящим» (предложение №12). Память преодолевает время и смерть – в этом её «нравственное значение».

Продолжая систему аргументов, филолог дает характеристику «беспамятного человека». По его мнению, «беспамятный» - неблагодарный, безответственный, неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Скорее всего, такой человек не привык «беречь память о прошлом», «испытывать чувство благодарности к предкам» (предложение № 18). Его можно назвать бессовестным, ведь его «совесть – память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного». Если оно не сохраняется, - нет оценки, а значит, «без памяти нет совести». Поэтому очень важно воспитываться в «моральном климате памяти» - семейной, народной, культурной.

Приведенные примеры, дополняя друг друга, помогают «отразить» связь памяти с нравственными категориями, а также «подчеркнуть роль» памяти в противостоянии времени.

Точка зрения автора, как мне кажется, выражена довольно четко. Она заключается в следующем: личная память человека «формирует его совесть», а историческая – «нравственный климат», в котором живет народ.

Разумеется, невозможно не согласиться с теми выводами, к которым приводит нас академик. Действительно, хранить память для следующих поколений необходимо. В ней «заключены» подвиги, чувства, исторические события, в общем – сама жизнь. Тот, кто владеет прошлым – владеет будущим. «Прошедшее» заставляет не совершать прежних ошибок, «ведет к истине». А его главным помощником является память каждого из нас. Так, конец 1930-х – 1940-х годов для многих поэтов и писателей «на первый план выступил поиск опоры в прошлом». Среди них был и О. Мандельштам. В своем произведении «Ленинград» автор «показывает время», когда в город приходит новая власть. Рассказывает о том, как дорог ему «родной град». Ленинград – место, где поэт нашел свое призвание, обрел близких людей. Петербург меняется, становится другим, но в нем осталась частичка прошлого времени, которую Мандельштам хотел бы сохранить.

Петербург, я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

В прошлом, по его мнению, кроется «великая сила». Лишь сохраняя его, мы будем знать, «каким именем аукаться, как перекликаться в надвигающемся мраке».

В заключение хотелось бы отметить, что проблема, поднятая Д. С. Лихачевым, особенно актуальна в наше время. Многие говорят, что можно жить, забыв о прошлом, с его темными и светлыми сторонами. По-моему, - это невозможно. Беречь память – наш нравственный долг перед самими собой, перед предками и потомками.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.