Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Что имел в виду Е. Эткинд, утверждая, что поэма А. Ахматовой «Реквием» подчинена закону симметрии? (ЕГЭ по литературе)

«Реквием» — поэма А. Ахматовой, имеющая автобиографические истоки. Она посвящена теме общенародного горя, вызванного репрессиями. Поэтесса рассказывает как о личной беде — ссылке сына — так и о несчастьях остальных людей. Последовательное описание сначала Ленинградских репрессий, затем расширение темы до исторических масштабов и возвращение к современности в финале позволили

Ю. М. Эткинду назвать композицию произведения симметрической.

В начале поэмы поэтесса пишет о том, как «…безвинная корчилась Русь / Под кровавыми сапогами / И под шинами черных марусь».

Постепенно А. Ахматова сужается от образа страны до описания Ленинграда, который «…не нужным привеском болтался / Возле тюрем своих» — так автор выражает мысль о том, что город стал частью огромной тюрьмы, в которую превратилась вся Россия. После А. Ахматова переходит к повествованию о страдающей женщине, сына которой «уводили… на рассвете». Она не может поверить в реальность своего несчастья: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. / Я бы так не смогла…».

Кульминацией «Реквиема» является стихотворение «Распятие», в котором лирическая героиня, потерявшая ребёнка, сопоставляется с Богородицей, наблюдающей за казнью сына. Образ Марии является собирательным и олицетворяет страдающую женщину всех времён. «А туда, где молча Мать стояла, /Так никто взглянуть и не посмел» — эти строки указывают на то, что никто не может искупить вину перед родителем, потерявшим ребёнка.

Поэму замыкает эпилог, в котором А. Ахматова вновь обращается к описанию современных ей событий. Лирическая героиня «Реквиема» подробно рассказывает о собственном опыте борьбы за освобождение родного человека: она «триста часов» стояла на площади вместе с другими родственниками репрессированных, однако для неё «не открыли засов». Поэтесса описывает и других женщин, у которых тоталитарная власть забрала дорогих людей: «…ту, что едва до окна довели, / …ту что родимой не топчет земли, /…ту, что, красивой тряхнув головой, / Сказала: «Сюда прихожу, как домой» А. Ахматова не называет имён героинь, что свидетельствует об обобщённости этих образов. Также стоит отметить, что, чтобы передать мысль о вечности народного горя, автор вводит в произведение исторические мотивы: «стрелецкие жёнки», «кремлёвские башни».

Таким образом, поэма «Реквием», действительно, подчинена закону симметрии. В первой и последней частях произведения А. Ахматова переходит от народной трагедии к описанию личной потери, а в кульминационном стихе выражается мысль о вечности материнского горя. Все эпизоды связаны одной мыслью: во все времена люди страдают от действий власти.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.