Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какие героини русской классической литературы схожи с героиней комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (ЕГЭ по литературе)

С противоречивым образом Софьи, безусловно, схожи столь же неоднозначные характеры Наташи Ростовой, героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого и Катерины Кабановой, героини драмы А. Н. Островского "Гроза", которые также однажды оступаются на жизненном пути, отступая от нравственности.

Схожим в женских образах, созданных Толстым и Грибоедовым, является то, что обе героини способны ошибиться, если их сердца затуманены влюбленностью. И, даже если их чувство подлинно и сильно, оно не всегда может быть соотнесено с духовными ценностями.

Наташа Ростова, давшая обещание Болконскому пронести их любовь сквозь время и расстояние, поддается обольщению бездушного и подлого Анатоля Курагина ("ощущала себя страшно близкой к этому человеку"). Юная, едва получившая жизненный опыт душа обманута неразвитой и очерствевшей. Схожая ситуация происходит и в судьбе Софьи. Она влюбляется ("он будто мне дороже всех сокровищ") в Молчалина — пустого, робкого и молчаливого (что особенно подчеркивает говорящая фамилия) человека, который готов "служить всем людям без изъятья" ради карьеры. Но сама героиня не замечает этого, ее разум также затмевается чувством.

Однако главное их различие заключается в том, что после возвышенная и искренняя Наташа вновь возвращается к истине, хотя и проходит болезненный путь. Более приземленная Софья не отрекается от своего выбора, своевольность толкает ее на стремление бороться с желаниями отца и делать по-своему. Сила чувств, которые порой затмевают разум — общая черта двух героинь, но их души, их мировоззрения представляют собой две различных вселенных: высоконравственную (Наташа) и своенравную (Софья).

Героини Грибоедова и Островского близки прежде всего своим порывом к чувству, к способности пойти против, начать бороться за право на любовь. Софья, хотя и влюбляется лишь в образ, примеренный на Молчалина, готова отстаивать право на их отношения. Она в который раз идет на обман, чтобы подготовить отца к признанию. Автор недаром вводит прием сна, выдуманного, но помогающего понять героиню. "Нас врознь — и мучали сидевшего со мной", "хочу к нему — вы тащите с собой". Даже в ее сне звучит мотив борьбы и несогласия. То же есть и в Катерине Островского. Она действует, подчиняясь возвышенному желанию, подчиняясь чувству. Ей хочется свободы "Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела", которую она сможет ощутить в настоящей, искренней, светлой и чистой любви. Она, как и Софья, стремится обрести счастье, но оступается, ошибается в человеке. Отношения с Борисом, которым руководила страсть, стали для нее лишь шагом к гибели. Ее борьба возвышена и трагична, в образе Катерины нравственность является основной составляющей ее души. Софья же более руководствуется не возвышенными стремлениями, а своеволием, едва различая влюбленность в созданный романтический образ с истинной любовью.

С философской точки зрения более близки образы Наташи Ростовой и Катерины Кабановой, ведь фундамент их мыслей, их поступков — духовные ценности, среди которых и всепрощающая любовь, способная подарить внутреннюю свободу. В более же приземленном характере Софьи более всего выделяется своенравность. Именно это качество толкает ее на борьбу, заведомо лишенную смысла, так как в пустом сердце Молчалина вряд ли зародится истинное чувство.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском