|
17.1 Какие ценности утверждают Стародум и его единомышленники? По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)«Недоросль» Д. И. Фонвизина — социально-политическая комедия, написанная в русле классицизма. В системе образов произведения можно выделить добродетельных персонажей, которые сосредотачиваются вокруг Стародума, и злонравных, через характеры которых Фонвизин обличает пороки дворян-крепостников. Рассмотрим, какие ценности утверждает Стародум и его единомышленники в пьесе. Главным образом комедии является Стародум — герой-резонёр, озвучивающий авторскую позицию. Именно его приезд мешает Простаковой выдать Софью замуж за Скотинина. В обоих диалогах с Правдиным Стародум утверждает ценность образования. По его словам, он получил от своего отца воспитание по тому времени «наилучшее». С помощью приема антитезы Фонвизин сопоставляет отношение к знаниям Простаковой и Стародума. Так, в отличии от дядюшки Софьи, дворянка не видит смысла в образовании («Не учись этой дурацкой науке!»). Стародум же выступает против невежества и уклонения от долга перед Родиной. По его мнению, дворянин может бросить службу, только если она не приносит пользы Отечеству. Для Стародума не приемлема позиция Митрофана: «По мне, куда пошлют». Кроме того, из реплик героя ясно, что он является примером честности и трудолюбия, благодаря которым состояние сделать можно. По сюжету он оставил Софью, чтобы заработать деньги для счастливой жизни девушки и её избранника. Стародум также рассуждает о просвещённом монархе, о вреде крепостного права. Автор дает понять, что герой — человек «особых правил», он придерживается идеям Петровской эпохи. Единомышленником Стародума является Правдин, честный чиновник. О его положительных качествах ещё в начале комедии говорил эпизод с чтением письма, когда герой отказывается выполнить просьбу Простаковой без позволения Софьи. Образ персонажа раскрывается в его диалогах со Стародумом. По мнению Правдина, прямое достоинство человека есть душа. Эта реплика вводит тему гуманизма в произведение. Важно и то, что Правдин выступает против угнетения крепостных. Он сразу видит в Простаковой «презлую фурию», которая вредит своим людям. Однако даже к злонравной помещице Правдин проявляет сочувствие, что показано в развязке пьесы. Так, чиновник стыдит Митрофана за его жестокие слова к матери: «Отвяжись матушка, как навязалась». Образ Правдина утверждает и ценность справедливости, ведь именно этот герой лишает Простакову имения и права угнетения крестьян. Единомышленниками Стародума можно назвать Милона и Софья. Так, образ девушки — это воплощение «добродетели в руках порока». Героиня умна, образована и преданна своему возлюбленному. Она понимает, что лишь из-за дядюшкиного наследства Простакова из бранчивой стала ласкова «до самой низости». Образ Софьи передает идею уважения к старшим. Так, героиня доверят Стародуму даже при выборе жениха. Милон, возлюбленный девушки, играет важную роль в кульминационной сцене: именно он спасает Софью от похитителей. Добродетель обоих персонажей вознаграждается в конце комедии, а Простакова, в адрес которой звучит реплика «Вот злонравия достойные плоды» оказывается наказана, как и её сын. Таким образом, Стародум и его единомышленники утверждают такие ценности, как образование, честность, справедливость и гуманизм. Автор надеется, что именно эти качества придут на смену жестокости и невежества дворянства. Обновлено: Опубликовал(а): Игорь Фролов Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|