Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.4 Проблема выбора в литературе (ЕГЭ по литературе)

В литературе писатели не раз заставляли делать своих героев выбор. Как и в жизни, люди и ситуации бывают разные, и каждый стремится к правильности. Рассмотрим, как эта тема раскрывается в произведениях русской литературы.

В трудном положении оказывается Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевского. Обедневший «бывший студент» разрабатывает теорию о «тварях дрожащих» и «праве имеющих». Герой полон уверенности в её справедливости, а также в необходимости взять на себя ответственность совершить преступление ради блага окружающих. После убийства «старухи-процентщицы» перед ним встает нравственный выбор: признать несостоятельность теории, а значит отказаться от всех прежних мыслей, или продолжать обманывать в первую очередь себя, а затем окружающих.

Автор использует прием психологизма, чтобы раскрыть его внутренние терзания. К пониманию ошибки ему помогает прийти такая же несчастная, столкнувшаяся с проблемами, но всегда искренне верующая Сонечка Мармеладова. Он восклицает: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!». Принятие сделанного приходит к Раскольникову вместе с верой в Бога уже на каторге в эпилоге.

Внутренний конфликт происходит и в Катерине в драме «Гроза» А. Н. Островского. Героиня, которая «жила — ни об чем не тужила, точно птичка на воле!», после замужества попадает в «Тёмное царство». Свекровь, наделенная говорящей фамилией, — Кабанова — настоящий тиран, муж не смеет ей перечить, а нравы в городе «жестокие». Катерина предана божьим законам, предана мужу. Однако она, сталкиваясь с новыми чувствами, принимает их в протест самой себе, а самоубийство после раскрытия правды и отказа Бориса увезти её, совершает в протест обществу. Она делает такой выбор, потому что взять на душу грех и обрести вечный покой в ином мире казались единственным шансом освобождения от деспотизма. Автор с помощью пейзажа определяет исход ещё в начале.

Таким образом, героям произведений русской литературы нередко приходилось делать выбор, от которого зависели их жизни. Эта проблема всегда была актуальна.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.