Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как в лирике М. Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы? На примере стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Кинжал» (ЕГЭ по литературе)

Конфликт поэта и толпы — конфликт, к которому обращались в своих текстах, наверно, все авторы. Однако каждый поэт раскрывает эту тему по-своему, добавляя к уже сложившемуся противопоставлению нечто, характерное только для его творчества. Михаил Юрьевич Лермонтов обращался к этой теме, используя романтическую традицию. Давайте рассмотрим, как в его лирике отразился конфликт поэта и толпы.

На первый взгляд, Лермонтов лишь продолжает устоявшиеся каноны: в своем стихотворении «Смерть поэта», которое посвящено Александру Сергеевичу Пушкину, он создает антитезу поэта и толпы.

Поэт — герой, который всегда одинок в своей правде, в отличие от мелочного «света», он видит жизнь более полно, а потому должен быть отделен от остального общества. Однако судьба поэта становится трагичной не только от непонимания, но и от печальной кончины: он оклеветан и убит, и в этом проявляется сходство с типом романтического героя.

А вот в стихотворении «Пророк» мы видим не только развитие темы одиночества, но и возвышение роли поэта, он становится посланником Бога на земле, который наделен сверхчеловеческими способностями. Однако люди не принимают его слов, боясь услышать о себе истину, поэтому они выгоняют его из города, чтобы не смущать народ. Так, поэт становится непонятым изгнанником, то есть полностью романтическим героем.

Наконец, в стихотворении «Кинжал» поэт сравнивается с бесполезным оружием, которое висит на стене в качестве украшения. Так, мы видим, что в глазах общества поэт кажется кем-то второстепенным, кем-то, кто пишет красивые стихи ради эстетического удовольствия. Однако кинжал — это холодное оружие, которое может ранить или убить, поэтому нельзя недооценивать его, вешая на стену как трофей. Метафора с кинжалом работает и для поэта: словами он может вызывать в людях чувства: как радостные, так и грустные, убивающие морально. Из этого стихотворения становится понятно, что конфликт между поэтом и толпой также возникает из-за неправильных оценок обществом роли поэта в их жизни.

Вечный конфликт поэта и толпы развивается в лирике Лермонтова через призму романтизма. Возникают противопоставления не только на уровне количества и качества: поэт — один, а толпа — много человек, поэт мыслит масштабно, а толпа — мелко, но и на уровне понимания. Недалекая толпа не может проникнуть в богатый, внутренний мир поэта хотя бы чуть-чуть, поэтому каждый раз отвергает его.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.