Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что даёт ос­но­ва­ние при­чис­лить Ан­дрея Бол­кон­ско­го и Пьера Без­ухо­ва к лю­би­мым ге­ро­ям ав­то­ра? (ЕГЭ по литературе)

В своем романе эпопее Л. Н. Толстой применяет такой прием, как диалектика души. Это детальное воспроизведение в тексте процесса формирования и дальнейшего развития мыслей и чувств персонажа, демонстрация закономерностей и форм этих явлений с точки зрения психологии. Диалектика души используется им в наибольшей степени при раскрытии внутреннего мира и развитии таких персонажей, как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Как известно, они являются любимыми героями автора одновременно с Наташей Ростовой. Основной причиной тому служит их непрерывное развитие на страницах романа — духовные искания героев, совершаемые ими ошибки, их борьба.

Тот жизненный путь, который избирают любимые герои Толстого, исчерпывающе характеризует цитата из романа: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, <...> и вечно бороться и лишаться.

А спокойствие — душевная подлость". Такое определение вполне применимо к жизни Пьера Безухова, ведь автор неоднократно демонстрирует читателям ошибки героя, смену его духовных ориентиров и целей, жизненных установок. Так, например, в начале романа Пьер появляется в салоне Анны Павловны Шерер, неосторожно и страстно высказывая свои убеждения в светском кругу. Эта сцена сразу вызывает у читателя сочувствие и симпатию к Пьеру, но также демонстрирует и его неопытность — он излагает свои мысли далеко не перед теми, кто готов его слушать. Его речи в салоне вызывают осуждение и даже некоторые опасения со стороны светских лицемеров. Далее читатели видят Пьера в обществе повес и кутил — Анатоля Курагина и Долохова. Он оказывается вовлечен в скандальный инцидент — молодые люди привязали квартального к спине медведя и отпустили животное в реку. За это Безухова высылают из Петербурга. Пьер совершает и куда более крупную ошибку — женится на красавице Элен Курагиной. Очень скоро Пьер жалеет об этом, ведь он заключает с ней брак далеко не из любви, а под давлением все того же светского общества. Через некоторое время супруги перестают жить вместе. Стремясь обрести смысл существования в служении народу, Пьер вступает в масонскую ложу. Через определенный период времени его вновь ждет разочарование — он понимает, что масоны лишь создают видимость бурной деятельности, направленной на благополучие людей, а на деле не привносят в неё практически никаких изменений. К истинному смыслу жизни Пьер приходит уже в плену, познакомившись с Платоном Каратаевым. Под влиянием этого героя Безухов приходит к выводу, что человек создан для счастья и счастье это в нем самом, а также — что всё несчастье происходит "от излишка". Он начинает ценить такие простые человеческие ценности, как еда, сон, общение с другими людьми. Семейное же счастье Пьер обретает с Наташей Ростовой в эпилоге. Однако, как и все любимые герои Толстого, он не приходит к состоянию статичности. В эпилоге читатель видит, что Пьер продолжает двигаться и развиваться — он ездит на встречи с просвещенными людьми, строит планы по изменению России. Автор делает намеки на то, что в будущем Пьер, возможно, станет одним из декабристов.

Цитата, приведенная в предыдущем абзаце, весьма подходит и для описания жизненного пути Андрея Болконского. Разумеется, их с Пьером судьбы в романе складываются совершенно по-разному и влияют на них различные обстоятельства. В момент появления Андрея Болконского на страницах романа первым, что замечает читатель, становится скука, испытываемая героем в салоне Анны Павловны Шерер. Андрею наскучило светское общество, оно кажется ему пустым и безынтересным. Таковой видит он и свою беременную жену Лизу, "маленькую княжну" — женщина раздражает его своим легкомысленным поведением. Женитьба на ней теперь представляется ему ошибкой, и потому Пьеру в дружеской беседе Андрей настоятельно рекомендует не жениться. Опеределив для себя смыслом жизни достижение славы, Болконский отправляется на войну, желая обрести "свой Тулон". Само по себе это желание является оксюмороном, т. к. герой ради его исполнения отправляется воевать с Наполеоном, "отправной точкой" чьей славы был именно Тулон. Однако в своем кумире раненый Болконский разочаровывается на поле Аустерлица. Лежа под высоким, бескрайним небом, герой осознает его вечное величие и ничтожность такого маленького человека, как Наполеон, в сранении с ним. По возвращении с войны Андрей решает, что жить нужно только для себя. Впрочем, в определение "себя" он также включает свою семью — своего сына, чья мать умерла при родах, сестру, сурового отца. Болконский чувствует себя опустошенным и старым, и это его состояние отражается в эпизоде с дубом. Проезжая по дороге, Андрей видит старый почерневший дуб среди молодых деревьев и отождествляет себя с ним. Однако в Отрадном Болконский становится случайным свидетелем ночных размышлений Наташи, и это яркое впечатление возрождает его к жизни. На обратном пути он видит тот же самый дуб ожившим и позеленевшим и ощущает, что и он сам теперь открыт для жизни. Впоследствии Андрей вдохновляется идеями Сперанского, как Пьер вдохновился принципами масонов, однако вскоре, как его друг в масонстве, разочаровывается в этих идеях и в личности самого Сперанского,

т. к. видит, что его деятельность не приносит пользы. Вскоре у Андрея появляется новый смысл жизни — любовь, т. к. она встречает Наташу Ростову, ответившую на его чувства взаимностью. Их совместному счастью препятствует отец Андрея, настоявший на том, чтобы отложить свадьбу. К сожалению, мечтам о семейном счастье не суждено сбыться — Болконский разочаровывается и в Наташе, которая, поддавшись мимолетному влечению, едва не сбегает с Анатолем Курагиным. Он снова оказывается на войне и, получив смертельное ранение, в очередной раз пересматривает свои жизненные установки. Он прощает обиду Анатолю, видя страдания того в госпитале (молодому человеку ампутируют ногу), мирится с Наташей, становится очень религиозен. Однако в кульминации романа Андрей умирает. Его смерть наступает в момент высшего самопознания, что, по Толстому, является наиболее логичным и правильным исходом.

Стоит также обратить внимание, что персонажи, которых можно условно назвать отрицательными (хотя такое деление героев к данному произведению не применимо) в романе-эпопее никаким образом не развиваются и не пересматривают свои жизненные установки. Таковыми являются все без исключения Курагины, Борис Друбецкой, Наполеон и другие. В характерах всех них можно выделить такие черты, как абсолютный эгоизм, жадность и тщеславие, которые на протяжении действия романа не исчезают. Эти персонажи статичны, и именно такое спокойствие Толстой в романе называет "душевной подлостью".

Таким образом, можно сделать вывод, что любимыми героями Толстого являются те персонажи, которые пребывают в постоянном развитии, позволяют себе совершать ошибки, учатся на них, пересматривают свои нравственные ориентриры. Поскольку Пьер Безухов и Андрей Болконский подходят под эту характеристику, их со всей уверенностью можно назвать любимыми героями Толстого.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.