Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Согласны ли вы с высказыванием Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? Аргументы М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», Н. В. Гоголь «Шинель» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Александр Николаевич Радищев писал, что «только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». С данным высказыванием невозможно не согласиться, ведь человек по своей сути не только биологическое, но и социальное существо, постоянно взаимодействующее с другими людьми. И как будут складываться отношения с окружающими, полностью зависит от него. Человек становится человеком в широком смысле этого слова только в том случае, когда учится понимать других людей, сочувствовать и сопереживать им, открывает в себе способность к эмпатии.

Отметим, что каждый человек является членом общества, и когда он осознаёт свою связь с этим обществом, не ставит себя выше любого другого его члена, то в нём пробуждается полноценная личность. Справедливость слов Радищева доказывают многие литературные произведения отечественных писателей.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» наибольшее внимание читателя привлекает образ Лары — главного героя одной из легенд, рассказанных старухой Изергиль. Сам Лара — это получеловек-полуорёл, сын девушки и укравшего её орла. Придя к племени своей матери, он демонстрирует признаки, характерные не для человека, а для орла, по существу являющегося гордой и своенравной птицей. Герой-индивидуалист не видит в человеческом окружении равных себе. Именно поэтому Лара не может стать человеком. Он был уверен в том, что остальные хуже его, что лишь с его мнением и желаниями все должны считаться. А его страшный поступок, связанный с убийством невинной девушки, отказавшейся быть с ним, говорит нам о неспособности Лары поставить себя на её место, нежелании понять чувства этой личности. Герой мог стать человеком благодаря нахождению в обществе, но индивидуализм и совершённое им убийство стали причиной, из-за которой общество отвергло этого «холодного и гордого» юношу, что повлекло за собой печальные последствия. Финал произведения показывает, что Лара вовсе превратился в тень, обречённую на вечное одиночество. Автор с помощью данного персонажа доносит мысль о невозможности стать настоящим человеком, если жить вне общества, ставить себя выше других и не пытаться понять окружающих.

Эту проблему Горький не обходит стороной и в своей пьесе «На дне». Писатель показывает нам суровую правду жизни людей, оказавшихся в ночлежке, которая представляет собой подвал, «похожий на пещеру». Каждый из ночлежников попал туда в силу разных причин и обстоятельств. Однако в конечном итоге все они оказались на «дне жизни», откуда просто так не выбраться. Хозяева ночлежки (Костылёв и Василиса Карповна) мало чем отличаются от её постояльцев, так как такой вид деятельности не является особо прибыльным. Более того, они находятся «на дне» моральных правил. Костылёвы по-всякому обзывают людей, живущих в ночлежке, ругаются с ними, не упускают возможность их оскорбить, задеть за живое. Никакой помощи от них ночлежники не видят. Таким людям несвойственно что-либо человеческое. Костылёв и Василиса в равной степени не интересуются жизнью этих «униженных и оскорблённых», не пытаются поставить себя на их место. С введением автором в повествование Луки жизнь «маленьких людей» заметно меняется. Этот герой взаимодействует с ночлежниками, к каждому находя особый подход. Он, к примеру, утешает Настю, говоря, что нужно непоколебимо верить в то, во что веришь, а умирающей Анне оказывает бесценную психологическую помощь, в которой она так нуждалась в последние минуты своей жизни. Под влиянием его речей все осознают, как они низко пали. Без «утешительной лжи» Луки у многих надежда не вспыхнула бы даже на короткое время. Горький противопоставляет старца хозяевам ночлежки. Данный персонаж является человеком в широком смысле этого слова, потому что обладает способностью к эмпатии, находит время, чтобы утешить беспомощных окружающих людей и оказать им моральную поддержку. Драматург на примере Луки показывает, что даже тот, у кого могут быть проблемы с законом, имеет доброе человеческое сердце.

Николай Васильевич Гоголь в повести «Шинель», в свою очередь, изображает мир, где настоящего человека окружают люди, которые стремятся оскорбить и унизить его, ставят себя выше. Этим настоящим человеком по праву может называться Акакий Акакиевич Башмачкин. Будучи «маленьким человеком» и вместе с тем мелким чиновником, он периодически испытывает на себе презрительное отношение коллег по департаменту. Башмачкин не ставит себя выше своих сослуживцев, ко всем относится с уважением, ни над кем не подшучивает, чего нельзя сказать об окружающих его людях. Таким образом, Гоголь доводит на нас мысль о том, что человек, находящийся там, где люди не способны понимать и поддерживать друг друга, обречён на одиночество.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что только тот, кто понимает чувства другого человека, не ставя себя превыше всех остальных, может называться человеком в широком смысле этого слова. Научиться видеть человека в другом — это непросто лишь для тех людей, чьё собственное «Я» возвышается над всеми человеческими ценностями.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском