Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Петербургская тема в творчестве Достоевского (Достоевский Ф. М.)

Многие исследователи считают, что в раннем творчестве в описании Петербурга Достоевский опирается на творчество Гоголя. С образом Петербурга у Достоевского прежде всего связывается понятие "антибыта" (быта с отрицательным значением, в его нарушении). "Умышленный", "фантастический" город наделяется мрачной мистической силой, которая лишает человека здорового восприятия жизни. Он является особым пространством, где все предметы приобретают символическое значение. Основными впечатлениями от Петербурга Достоевского являются духота - "атмосфера преступления", - мрак, грязь и сырость, провоцирующие развитие отвращения к жизни и презрения к людям, а также обилие воды, производящее впечатление текучести недолговечности.

Приезжие из провинции в Петербурге быстро претерпевают метаморфозы, поддаваясь его опошляющему влиянию, как Раскольников, Миколка и Мармеладов.

Достоевский показывает прежде всего Петербург бедняков, нищих, пьяниц и прочих опустившихся на самое дно личностей. Это пространство наполненно бесчисленным количеством людей, собранных в безликую толпу, безжалостно растаптывающую слабых. Петербург создает резкий контраст предельной скученности людей при крайней их чуждости друг другу и разобщенности, переходящих во враждебность. Роман "Преступление и наказание" наполнен уличными сценами и скандалами. Толпа не оставляет героев не только на улице: поскольку Мармеладовы сномают самые дешевые проходные комнаты, при всяком семейном скандале из разных дверей появляются наглые и злобные зрители. Петербуржская толпа также появляется в кошмарном сне Раскольникова, наблюдая и злобно смеясь над обезумевшим героем.

В описании города и его героев преобладает желтый цвет: грязно-желтые обои в каморке Раскольникова и комнате Сони, и даже в квартире старухи-процентщицы, желтая полированная мебель в кабинете Порфирия Петровича, ярко желтые домики на Петровском острове. Этот цвет традиционно связывается с болезью, а также "желтым домом" называют психиатрическую больницу.

Каморка Раскольникова - такая же неотъемлемая часть Петербурга, обособленное духовное пространство, предопределяющее бесчеловечность обдумываемой им теории. Окончательное философское завершение образ петербуржской комнаты получает в зловещем видении Свдригайлова, которому вся жизни казалась закоптелой "комнаткой, наподобие древенской бани" с пауками "по всем углам". Это является уже полным отсутствием "воздуха", олицетворяющим в романе жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.