Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Тема свободы в творчестве Ф. М. Достоевского (Достоевский Ф. М.)


Свобода — одна из основных содержательных категорий, определяющих художественные построения

Ф. М. Достоевского. Она выражает самую суть мировоззрения писателя, основу его религиозно-нравственных убеждений. По признанию самого писателя, главным вопросом, которым он мучился сознательно всю свою жизнь, был вопрос о существовании Божием.

Ф. М. Достоевский закладывает основы исследования свободы, дает пищу для размышлений многим поколениям.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Ф. М. Достоевский, как ученый-экспериментатор, в своих романах ставит героев в заранее заданные условия и исследует их поведение. Каждый роман — это особая лаборатория. Одна из основных «проблем», волнующих писателя, — проблема свободы, степень её осознания человеком, её направленность, связь с нравственным самоощущением личности, её источники и последствия, т. е. различные грани свободы. Уже в ранних своих романах писатель показал себя как глубокий мыслитель. Но в полную силу его талант проявился в произведениях, написанных после каторги.

В «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевский исследует человека в условиях насильственного лишения свободы, в тяжелейших условиях жизни на каторге. Здесь он говорит пока только об отсутствии внешней свободы, об условиях, в которые человека поставили вынужденно, анализ внутреннего ощущения свободы еще только намечается. Так, Достоевский отмечает, что даже в условиях каторги у человека остается «кусочек» свободы: личные вещи, деньги — его собственность, то, чем он может сам распоряжаться, и этим он бесконечно дорожит. Рассматривает Достоевский и противоположное отсутствию свободы состояние — безграничную власть, которая, по его утверждению, разлагает, развращает человека и делает невозможным его возвращение к нормальному человеческому состоянию. Главный вред такой власти, по мнению писателя, даже не в том, что она разрушает личность, а в том, что она соблазнительна. Противоречие: безграничная власть у немногих и отсутствие свободы у большинства, — проявляется в одинаково безобразных формах. В наибольшей степени талант Достоевского проявился в анализе внутренней свободы. В ней — ядро человека, его подлинная суть. В душе человека заложена потребность внутренней свободы. Свобода у Достоевского многовекторна, она может быть направлена как на совершение зла, так и на совершение добра, свобода выступает как самоцель.

Есть два произведения, в которых решения вопроса о внутренней свободе кажутся диаметрально противоположными, — это «Записки из подполья» и «Легенда о Великом инквизиторе». В первом герой отстаивает свою свободу во всех проявлениях жизни: от самых ничтожных до существенных, Во втором - Великий инквизитор лишает людей свободы и считает, что только это является условием их счастья.

человек Любит страдание. На это обращает внимание Бердяев, подчеркивая мысль писателя о том, что только страдание делает возможным сознание. Однако герои романов Достоевского любят не столько само страдание, сколько свободу, вернее, собственное своеволие, которое неизбежно приводит к страданию.

Свобода у Достоевского осуществляется в процессе выбора между добром и злом. Добро ведет к обретению смысла и утверждению свободы, зло — к своеволию, разрушению личности, потере свободы.

Раскольников, герой «Преступления и наказания» — человек, решившийся проверить на деле свою теорию о собственной значимости: тварь ли он дрожащая или право имеет, свободен он или раб. Вопрос о свободе возникает как реакция героя на несправедливость и лживость окружающей жизни. Не желая жить по инерции, Раскольников пытается самоутвердиться через преступление, хотя это решение и дается ему с трудом. Раскольников свободно решается на преступление, следуя только логике, рациональному расчету, он предполагает, что можно оправдать пролитие крови. Однако непонятный ему самому нравственный инстинкт побеждает его рациональное решение, ему кажется, что он потерпел поражение, не смог подобно великим людям переступить нравственный закон.

Особое место в раскрытии понятия свободы занимает роман «Бесы», где эта проблема становится стержневой.

Но если для Ницше путь нигилизма — это путь к сверхчеловеку, то Достоевский убедительно показывает, что это путь в никуда. Отрицание бытия должно закончиться только отрицанием себя как частицы бытия». своеволие на деле заканчивается лишением свободы и жизни.

В романе «Братья Карамазовы» Достоевский продолжает свое исследование сущности свободы, ее проявления в жизни людей. Здесь он раскрывает грани свободы, обусловленные противоречиями между чувственным и рациональным восприятием мира. Глава семейства Федор Павлович Карамазов подчиняется только животному сладострастию. И если бы не его ум, то он и не поднялся бы над животным существованием. Однако наличие ума говорит о его дееспособности. Это даже нельзя назвать свободой, поскольку свобода предполагает хотя бы минимум рефлексии. Им движет только грубый эгоизм.. Дмитрий Карамазов олицетворяет борьбу добра со злом. Эта борьба проходит через душу Дмитрия. Однако добро, так же как и зло, носит у Дмитрия непосредственно-чувственный характер. Свобода у Дмитрия проявляется как чувственное, импульсивное начало, лишенное рациональной осмысленности. Однако Митя верит в Бога и остается при этой вере, вырастающей у него из чувства благоговения. Возможно, вера спасает его от самого последнего шага до преступления. В образе Ивана Карамазова, напротив, преобладает рациональное начало. Иван, как он сам утверждает, верит в Бога, он пытается понять и оправдать мир, созданный Богом, но в конце концов разочаровывается и приходит к выводу о том, что весь мир во зле лежит, следовательно, принять такой мир невозможно. В «Легенде о Великом инквизиторе» Достоевский как бы подводит итоги своего исследования свободы и своим размышлениям о возможности счастливого устройства общества. Все революционеры, которые мнили себя такими устроителями, главное препятствие видели в наличии свободы, следовательно, их главной целью было уничтожение свободы. он противопоставляет счастье и свободу.

Анализ граней свободы в творчестве Достоевского будет неполным без положительных образов, хотя у Достоевского и нет чисто положительных или отрицательных персонажей. Бог у Достоевского является частью человеческой души, так же как и Дьявол, поэтому деление на положительных и отрицательных может быть только условным. Ф. М. Достоевского многие исследователи называют выдающимся антропологом, открывшим двойственность человеческой души, ее бесконечность. Достоевский писал о величайшей красоте человека, величайшей чистоте его.

Страдание есть показатель глубины человеческой души. Но основой этого восхождения является свобода. Единственный, кто может лишить человека внутренней свободы, — это сам человек, обращаясь к недостойным целям, давая волю эгоизму, гордыне, отказываясь от веры. Герои Достоевского убедительно показывают, что ложные цели, к которым обращается человек, закабаляют его, превращают в раба страстей или идей. Только отказавшись от этих целей, человек может снова обрести свободу, обрести смысл. Свобода ведет как к добру, так и к злу, но в этом-то и заключается её ценность, ибо преодоление зла дает человеку духовную силу. Если же зло не преодолевается, оно закабаляет человека.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id96472




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?


cach/desc/96472.html

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 09:28:58
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение