Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Темы, поднимаемые в романах «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце»: милосердие, любовь, ответственность (Булгаков Михаил)

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень разноплановый. В нем затрагиваются темы и любви, и религии, и самопожертвования, и творчества, поднимаются проблемы и христианства, и отношений человека с властью. Одна из наиболее освещенных проблем — свобода и ответственность. Под последней мы понимаем способность человека предвидеть результаты своих поступков и принимать правильные решения. Из этого следует, что ответственность неразрывно связана со свободой выбора, ведь, к примеру, раб не может нести ответственности за свои действия, его к ним принуждают.

Ответственность в романе раскрывается с двух сторон: сегодняшней и вечной. Приведу примеры каждой. К первой стороне в основном относятся московские обыватели.

Так, Берлиоз расплачивается за излишнюю самоуверенность, агрессивный атеизм и компромиссы с властью. Действительно, он не стал бы менять мировоззрение из страха потерять выгодное и почетное общественное положение — место «председателя правления одной из крупнейших литературных организаций». Таким образом, он не берёт ответственности за собственное мнение, говорит то, что ему внушено пропагандой. Также в романе много людей, готовых сделать пакость за спиной. Например, Никанор Иванович, который очень боится получить взятку и берет, убедившись, что никто не видит. Он наказан за жадность, подлость, продажность. Критики Латунский и Лаврович громят прекрасный роман, не в силах написать нечто даже похоже по талантливости. Однако они тоже служат правительству, за свои статьи получают выгоду. Справедливо, что Маргарита их лишила имущества, накопленного за счет тех статей. Их вина — в потакании государственной пропаганде атеизма. Степа Лиходеев отправлен в Ялту за лень, пьянство, несерьезность по отношению к театру. И, наконец, в романе много безымянных людей, также справедливо наказанных. Например, множество женщин, оказавшихся на улице без одежды, платят за алчность и жадность.

В то же время в Москве есть люди, готовые нести ответственность. Во-первых, Иванушка Бездомный. Поняв всю низость своих произведений, он не продолжает их штамповать их ради денег, а обещает «никогда больше не писать». Он правда выполняет это обещание, становится профессором. Своевременное осознание ничтожности его творчества спасло героя от судьбы Рюхина — разочарования, пьянства, зависти к гениям. Во-вторых, Мастер. Он строго оценивает написанный роман, стараясь вложить в него и правду, и душу. Он понимает, что писатель несёт ответственность за свое творчество. Он так же серьезно относится к любви. Когда он понимает, что ему нелегко нести за нее ответственность, то прямо говорит об этом Маргарите, предлагает ей оставить его. В-третьих, не менее ответственна Маргарита. Она самоотверженно борется за любимого и его роман. Ради этого она буквально продает душу дьяволу. Она даже готова нести ответственность любви за двоих, потому что понимает, насколько устал Мастер.

Кроме того, данная тема раскрывается не только в мире Москвы, но и в Ершалаимском. Понтий Пилат понимает, что Иешуа не виноват в беспорядках, безвреден и даже несет людям добро, поэтому испытывает страшные муки совести, послав «на смерть философа с его мирной проповедью». И за свою безответственность герой «около двух тысяч лет сидит на площадке и спит, но, когда приходит полная луна, его терзает бессонница». Он осужден вечно помнить, что «трусость — самый тяжкий порок», а он стал трусом: отправил безвинного на смерть, не защитив его перед Афранием. Иешуа Га-Ноцри воплощает высшую степень ответственности, беря на себя груз не только собственных поступков, но и грехи людей всего мира.

Отдельное место занимает Иуда. Писатель показывает, что такие люди не исчезли, они были и в древнее время, и есть в сегодняшнее. Так что московский двойник Иуды — Алоизий Могарыч, который, прочитав статью Латунского о романе приятеля, написал на него «жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу», желая переехать в комнаты Мастера.

Благодаря такой многогранности создается «объёмное» изображение, которое помогает осознать, что понятие ответственности вечное. Оно присутствует и в древности, два тысячелетия назад, и в современности.

Тема ответственности поднимается не только в «Мастере и Маргарите», но и в других произведениях М. Булгакова. Например, в романе «Собачье сердце» говорится об ответственности ученого за то, что он создает. Профессор Преображенский не обдумал, что вряд ли из пса получится полноценный и нравственный член человеческого общества. По сути, он создал животное в виде человека. Профессор Персиков из романа «Роковые яйца» также не предотвратил вынос камер с красными лучами на птицефабрику, в ненадежные руки. В результате местность пострадала от нашествия змей. Эта же тема поднимается в «Белой гвардии». Показано, что разные люди по-разному готовы нести ответственность. Например, Най-Турс с готовностью отвечает за должные условия жизни подопечных, например, чтобы у них были валенки. Тальберг же бросает и жену, и родственников ради того, чтобы самому остаться в безопасности, служить новой власти.

Безусловно, сам писатель также ответственно относился к собственным произведениям. Он всегда писал то, что думал, не скрывал свою точку зрения, которая зачастую не совпадала с официальной. Он не писал произведения по государственному заказу, а посвящал их тому, что ему было действительно интересно и важно. Поэтому это всегда актуальные произведения, которые воплощают в себе гуманные идеи независимо от политической или экономической ситуации.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.