Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Ответственность в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)

Булгаков начал работу над романом «Мастер и Маргарита» в 1928 году и писал его вплоть до 1940 года, в котором он скончался, так и не завершив произведение. Роман является мощной сатирой на московское общество и в нём очень хорошо раскрывается проблема ответственности. Давайте рассмотрим на конкретных примерах.

Для начала, порочное московское общество. Роман начинается с общества литераторов, обладателей членского билета МАССОЛИТа, в котором почти никто не несёт ответственность за свои бездарные произведения, написанные только для того, чтобы получить отпуск или повысить свой социальный статус. Самый безответственный в этом обществе — Берлиоз, ведь он, занимая самую высокую должность в доме Грибоедова, ничего не делает для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, а, скорее, поощряет её, совершенно не следя за тем, что пишут его литераторы. Единственным ответственным членом МАССОЛИТа является Иван Бездомный, который, поняв, что пишет дурные стихи, отказался от написания стихотворений и сдержал своё обещание.

Далее следует театр Варьете, директор которого, Стёпа Лиходеев, страшный алкоголик.

На выступлении с сеансом чёрной магии и её разоблачением, когда Фагот спрашивает у зрителей, что сделать с Бенгальским, кто-то из зала выкрикивает «голову ему оторвать», но никто даже не думал, что за эти слова придётся нести ответственность и нести её не собирался, а голову-то, всё-таки, оторвали.

Также, достойны упоминания Никанор Иванович, взяточник, который прописывает людей в квартиры за деньги и оправдывается, говоря: «Брал, но брал нашими, советскими!». Или председатель комиссии, который постоянно организовывает кружки, не заботясь о пользе для рабочих.

Помимо московского общества, в романе описывается ещё и общество древнего города Ершалаима. Прокуратор Понтий Пилат судит бродячего Иешуа. Неоднократно в романе упоминается, что страх – самый страшный порок, и именно этот порок присущ Игемону, который всё-таки осудил странника, понимая, что тот невиновен, и его слова лишь неверно трактуются. Он побоялся осуждения общества и не захотел брать на себя ответственность. Иешуа же, в свою очередь, добрейший человек, который считал такими же добрыми людьми и всех людей на земле. Он никогда не совершил бы никакого зла, и даже в своей смерти никого не винил. Он был ответственным, он ни разу не отказался от своих слов на допросе, он знал, что в них истина и был убеждён до конца.

Историю про Понтий Пилата изложил в своём романе Мастер. Мужчина очень сильно любил Маргариту, а потому не хотел, чтобы она жила плохой жизнью и всячески пытался защитить её от себя, считая, что девушке не следует быть рядом с ним. А Маргарита, в свою очередь, не менее сильно любила Мастера и его роман. Она всеми силами поддерживала Мастера в ходе написания, а после завершения работы стремилась проложить роману дорогу в печать. Маргарита является настоящим представителем ответственности. Когда она дала Фриде неаккуратное обещание, то она не отказалась от своих слов. После того, как Воланд предложил ей всё, что угодно, она попросила именно для Фриды, честно сказав, что она просто не смогла бы спать ночами, если бы поступила иначе, и это вовсе не милосердие.

В заключение скажу, что и сам Булгаков нёс ответственность за своё творчество. Его работы постоянно критиковались как идеологически неправильные, но автор не отказывался от своих идей и продолжал писать и пытаться продвигать свои произведения. Мастер и Маргарита — самая главная его работа, которую он писал до самой смерти, сжигая черновики и многократно переписывая.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.