Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Иван Флягин — праведник? по повести Очарованный странник (Лесков Н С)

В своём произведении "Очарованный странник" Николай Семёнович Лесков изобразил очень неоднозначную личность. Споры о том, является ли герой добродетельным, ведутся до сих пор. Сам писатель охарактеризовал своего персонажа как праведника. Но можно ли его отнести к праведникам, этим нравственным, святым людям? Давайте разберёмся.

Сначала необходимо определиться, кого же принято называть праведниками, каково значение этого слова. Просмотрев несколько определений, я остановилась на том, что праведник — человек, ни в чём не погрешающий против нравственности, морали.

Если начать вспоминать содержание повести, то на ум приходят и не самые моральные поступки: убийство монашка и Грушеньки, кража коней. Сразу закрадываются мысли: а можно ли уже, после всего этого, считать Флягина человеком, на которого можно и нужно равняться? А праведник априори таким человеком является.

Чтобы лучше понять позиция автора, я посмотрела примечание Николая Лескова к повести.

Он сравнивает Ивана Флягина с Одиссеем. Действительно, если восстановить географию произведения, то это целая одиссея русского странника: орловские конные заводы, заволжские степи до астраханских промыслов, Каспий, Марьевские ярмарки, от Кавказа до Ладоги. И это ещё не всё! Теперь обилие событий кажется закономерным. Бросается в глаза то, что из перипетий жизни главный герой выходит с честью, многие его поступки можно оправдать. Например, убийство монашка было случайно, впоследствии юный форейтор рискнул своей жизнью и спас графа. Отрубил кошке хвост, так как хотел наказать за голубей. В принципе, раньше кошек вообще убивали, если они охотились на домашнюю птицу. Возможно, что, не будь кошка любимицей графини, её судьба никого бы так не взволновала. А если вспомнить убийство Груши, то она сама умоляла, заклинала его. Ей-то жизнь уже не нужна была, но еще она грозилась убить князя и его невесту. Так что он спас их от смерти, а её от страшного греха. Страсть, любовь к ней помогли ему взять эту ношу на себя. И не только её проблему он взял себе: пошёл в армию вместо Петра Сердюкова, сел тягаться за коня с Савакиреем вместо ремонтера. Так подтверждаются его слова: "Мы страждем, зато другим легче". И в этом проявляется русский характер: человеколюбие, сострадание, благородство, готовность помочь, он человек слова, не делится своими переживаниями.

Как раз через преодоление жизненных трудностей герой получает возможность раскрыть и найти себя. Автор раскрывает проблему греховного и духовного начала в человеке, показывает, как необходимо оставаться Человеком, несмотря на все препятствия, соблазны. Например, ему предложили тысячу рублей, если он отдаст порученную ему малышку, но он ответил: "Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые". В ответ на плач матери он добавляет:" Я человек должностной и верный".

Итак, Ивана Флягина можно назвать праведником, ведь в своих поступках он руководствуется нравственностью и моралью. О своём хождении по мукам он говорит: "Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть". Череда испытаний помогла ему прийти к служению богу не по завету матери, не из-за суеверного отношения к снам. А приняв, оценив бога в вихре жизни, он более ревностно ему служил, стал праведником уже по убеждению, а не стечению обстоятельств. Как видим, бог в конце произведения отметил его даром предвидения, что, безусловно, не дал бы грешнику.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.