Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Может ли честь противостоять бесчестию? (Итоговое сочинение (декабрьское))

Ещё со времен образования общества понятие о чести было заложено в национальном сознании, нравственном кодексе каждого гражданина. Но в основе патриотической готовности человека броситься на защиту чести Отечества находятся прежде всего его моральные принципы. Честь - яркий свет во внутреннем храме каждого человека, который, подобно голосу ангела, направляет его на верный путь. Честь понимается как достойные уважения и гордости моральные качества настоящей личности. Без нее не было бы самостоятельной цельной натуры, способной противостоять лжи, предательству и лицемерию. Без понятия о моральных ценностях человек потерял бы способность действовать согласно законам справедливого и уравновешенного мира. На жизненном пути перед нами встаёт выбор: следовать мудрой мелодии внутреннего храма или подчиняться эгоизму.

Одним из произведений, где герой наделён высокими моральными качествами, способными противостоять бесчестию, является повесть Пушкина "Капитанская дочка".

Дом Петруши Гринёва - могучая высоконравственная крепость, где воспитывается порядочность, честность, верность слову. Отправляясь к месту службы, Пётр получает от отца наказ, ставший для него нравственным идеалом: "Береги честь смолоду". На всём жизненном пути у Петра Гринёва было два надёжных посоха: нравственная чистота и верность присяге, воинскому долгу. Противостояние чести бесчестию находит отражение в поединке Гринёва и Швабрина. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, Швабрин клевещет на девушку. Он переступает через простые человеческие нормы в угоду своим корыстным желаниям. Жестоко задушив в себе совесть, он оголяет перед всеми эгоизм, подлость, самолюбие. Гринёв же, имея представления о том, что справедливо и несправедливо, может постоять за честь оскорбленной девушки. Умение сочувствовать и готовность к бескорыстной помощи Гринёва побеждает подлые намерения Швабрина. Пётр доходит до вершины нравственного воспитания, когда перед ним встаёт вопрос жизни и смерти: продать воинскую честь Пугачёву и сохранить себе жизнь или умереть, оставшись верным воинской присяге. В этом сложном решении Гринёв делает выбор в сторону сохранения своего достоинства и чести Отечества. Ведь если ты то, что ты имеешь, и то, что ты имеешь, потеряно, то кто же тогда ты? Даже когда Гринёву грозит смертная казнь, он не раскрывает имени своей возлюбленной, предпочитая смерть бесчестию. Для него достоинство и честь - священный алтарь, уничтожение или оскорбление которого сравнимо с глубоким моральным падением.

Наиболее ярко показано проявление чести на фоне невежества и безнравственности в произведении Куприна "Поединок". С первых страниц повести автор ставит читателя перед жестокой реальностью: армия уничтожает самое простое представление о морали, обесценивает человеческую жизнь. В армии царствует порядок подчинения, уничтожается правильное понятие о справедливости и человеческом достоинстве. Человек становится пушечным мясом, специально подготовленным для игры в бесчестную, подлую, зверскую войну. На фоне картины бесчестия выделяется фигура Ромашова. Столкновение человека и офицера, осознание того, что противоестественно и античеловечно, проявляется имеенно в нем. В лице Ромашова автор показывает идею ценности, морали в эпоху сверхкорыстных интересов, карьеризма и бесконечной погони за деньгами. В герое просыпаются доблестные чувства, он готов бороться за возрождение нравственных устоев и защиту человеческого достоинства. Он останавливает Бек-Агамолова в отчаянном необдуманном желании убить девушку в минуты негодования. Он спасает друга от бесчестия и роковой ошибки. Защищая татарина, не знающего русского языка, от наказания полкового командира, он защищает человеческие права и свободы. Неравнодушный к тяжелой солдатской судьбе, Ромашов понимает трагедию солдата, подавленного произволом начальства, рабством и общим невежеством. Выход своим чувствам он находит в сострадании больному изуродованному Хлебникову. Ромашов открыл в себе настоящего человека в процессе проявления чувства справедливости, честности, мужества и лишь на вершине нравственного воспитания он находит выражение всех своих самых высокий стремлений и возможностей. И поо этим достижениям можно судить о благородстве и душевной наполненности человека.

В нашей жизни главенствующее место занимает внутренняя борьба чести с бесчестием. Честь олицетворяет добропордочность, доблесть, показывает торжество справедливости. Без чести, как без главного нравственного ориентира, не было бы настоящего человека, а осталась бы равнодушная, бессмысленная, пустая оболочка, и не понеслось бы стройным клином по чёрно-белому полотну жизни все огромное человечество. Честь - орудие высших сил, которое дано, не чтобы судить, а чтобы весь мир был спасен через него.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.