Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ «Шинель без хлястика» (Литература XX века)

Виктор Петрович Астафьев — русский писатель, драматург и сценарист. Родился в 1924 году в селе Овсянка, на моей земле. Свою писательскую деятельность он начал после Великой Отечественной войны, когда она навсегда глубоко отразилась в его сердце. В его работах много повестей, рассказов, романов и сценариев. Большое количество произведений связано с временем войны, когда ценности людей навсегда менялись.

Произведение «Шинель без хлястика» было написано в 1958 году. Это время после войны, после боли, когда люди только-только оправлялись от страданий и страха. Люди радовались, что все наконец-то закончилось, что можно жить и дышать свободной грудью. Но и печаль тоже одолевала: некоторые близкие и родные не смогли вернуться. Все эти чувства перемешались внутри человеческой души и заставили помнить всегда о случившимся.

Люди стали хранить память: о родных, о событиях, о чувствах.

«Шинель без хлястика» — это произведение о памяти, о материнской любви, о чувствах и переживаниях. Мать, которая заботилась о сыне в послевоенное время, смотрит на него, уже большого, взрослого, и перед глазами всплывают те моменты, когда жизнь ее жизнь полностью перевернулась. Олицетворением тех времен, памяти была старая шинель. Она была очень дорога героине, ведь «под этой шинелью она спала, любила и родила своего ребенка». Потому произведение называется именно так: образ шинели, обыкновенной, без особенностей, хотя «в ту пору и на рынке продавалось много шинелей, почти новых и с хлястиками» — это память о чувствах и событиях. И эта память была особенно дорога людям, когда практически ничего уже не осталось. Шинель без хлястика отражает и ужасы войны, и счастливые дни, наполненные любовью.

Автор поднимает 3 проблемы в данном рассказе: война, материнство и память. Самое жестокое время — время войны, она принесла много бед и страха. Так мама героя теряет и свою любовь, говорит, что «если бы он остался жив, нашел бы их». Единственное, что у нее остаётся — это сын, маленькое сердечко, появившееся на свет благодаря сильной привязанности и глубоким чувствам. Женщина, несмотря на голод и бедность, продолжила достойное воспитание. Но вдруг становится нечем кормить ребенка, и шинель, которая помогала в тяжелые минуты и одновременно являлась свидетелем поднебесного счастья, была продана на рынке, ведь забота о сыне намного важнее, а память о временах никогда не покинет человеческий разум, покуда он жив.

Тяжело приходится людям в разные времена, но что-то их спасает. Автор пытается донести читателю мысль о высокой силе материнства и о том, какое место в жизни занимается память, которая способна пройти все испытания.

«Шинель без хлястика» — это маленький рассказ, несущий в себе глубокие чувства: как положительные, так и отрицательные, но несмотря на небольшой объем он способен глубоко ранить нас переживаниями и эмоциями героев.

Композиция здесь кольцевая: произведение начинается с важного разговора матери и сына, после небольшого отступления в виде рассказа мамы о ее прошлом, заканчивается оно в той же комнате, с теми же людьми. Получается небольшой рассказ в рассказе.

Образ матери в произведении нежен и полон чувств: она постоянно поправляет сыну подушку перед сном и целует. Её состояние описывают метафоры «есть груз на душе», «седина пропахала» и эпитеты «худые руки», «в улыбке матери что-то девчоночье… юное, безвозвратно-ушедшее», «она худенькая, заморенная». Они используются для более детального описания как души, так и физического состояния. Благодаря художественным средствам все переживания героини становятся ближе к читателю.

Проблемы памяти, материнства и войны можно рассмотреть и в произведении Бориса Васильева «Экспонат №». Мать, потерявшая на войне своего единственного сына, очень страдает, но она всегда хранит его в своей памяти. Хранит и письмо, которое сын прислал ей с фронта. Женщина постоянно перечитывает знакомые строчки на бумаге, чтобы голос сына появлялся в ее голове и никогда не пропадал. Но в один день к несчастной старой бабушке приходят дети, чтобы отнести письма в музей. Они забирают их против воли, тайком, ведь сердце матери не позволило безвозвратно отдать последнее, что осталось от самой родной души. Очень больно терять самый маленький осколок памяти, который до последнего оставался кусочком любви и надежды.

Автор рассказа жалеет бедную женщину: ей пришлось пройти большое количество жизненных преград. Она плачет, но затем успокаивается, ведь рядом тот, ради кого она стойко стояла. Астафьев снимает этот тяжелый груз и передаёт его сыну: «Ничего не поделаешь, так положено в жизни — делить все пополам».

Все произведения о войне заставляют меня испытывать грустные и печальные чувства, особенно если речь идет о потери близких. Хоть рассказ и маленький, он сильно оставил отпечаток в душе и памяти. Боль, которую принесла война испытать невозможно. Я надеюсь, больше никто и никто не узнает о ней, и наш мир будет невинен и чист, а небо навсегда останется нежно-голубым.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.