Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема самоутверждения подростка по тексту Ф. М. Достоевского (ЕГЭ по русскому)

В обстановке конкуренции и соперничества, которая нередко существует в обществе подростков, могут возникать конфликты, связанные с борьбой за лидерство. Стараясь одержать победу в подобного рода соперничестве, молодые люди, порой, готовы идти даже на крайние меры. Рассуждая над этой темой, Фёдор Михайлович Достоевский в своем тексте поднимает проблему самоутверждения подростка.

В предложенном для анализа тексте автор знакомит нас с рассказчиком, который вспоминает свои школьные годы и тяжёлые отношения со сверстниками. С целью избавиться от насмешек со стороны товарищей, рассказчик начал усердно заниматься.

Он решил самоутвердиться посредством отличной учёбы. Это дало свои результаты: в тексте подчёркивается, что даже учителя обращали внимание на успехи мальчика, и это делало его более авторитетным в глазах сверстников. Также они замечали, что рассказчик читал даже те книги, которые не входили в программу. Это позволило подростку получить почтение от товарищей, более того, как упоминается в тексте, они «нравственно подчинялись» ему. Данный пример свидетельствует о том, что один из способов самоутверждения подростка — это достижение определённых успехов в учёбе.

Однако Ф. М. Достоевский показывает еще и пагубное воздействие, которое могут оказывать подростки на близких людей, самоутверждаясь за их счёт. В тексте говорится о том, что рассказчик пытался сблизиться со сверстниками, но, по словам автора, это выходило «неестественно». Это происходило по тому, что дружба подростков сводилась к подчинению: рассказчик хотел «властвовать над душой» своего друга. Достоевский открыто говорит об этом: «он... нужен был мне только для одержания над ним победы». Автор обращает внимание на то, что стремление повествователя самоутвердиться стало одержимым, неконтролируемым. Многократное использование личного местоимения «я» показывает желание подростка заявить о себе, подчеркнуть свое превосходство над другими людьми. Таким образом, мы убеждаемся в том, что стремление самоутвердиться может быть навязчивым и даже губительным.

Оба эти примера тесно связаны друг с другом, они показывают, как подростки могут самоутверждаться в обществе и какие методы для этого используют.

Позиция автора ясна: по мнению Ф. М. Достоевского, желание рассказчика заявить о себе заставляет его быть первым во всем и даже подчинять себе других, морально более слабых, людей.

Мне близка позиция автора. По моему мнению, многие люди иногда готовы совершить поистине страшные поступки только для того, чтобы что-то доказать себе или обществу. В некоторых случаях это касается не только подростков, но и взрослых людей. В пример могу привести роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и теорию Родиона Раскольникова о «сверхчеловеке». Согласно ей, сильная личность имеет право совершить преступление. Для того, чтобы понять, является ли он сверхчеловеком, Раскольников убивает старуху. Вот так, человеческая жизнь стала ценой попытки Родиона доказать себе и миру, что он сильная личность.

В заключение всего вышесказанного хочется добавить, что самовыражаться как подросткам, так и взрослым людям следует посредством проявления своих нравственных качеств, честного труда, благородных поступков. Самоутверждение за счёт унижения других людей является искусственным.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.