Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём состоит своеобразие системы образов в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? (ЕГЭ по литературе)

Литературное творчество Д. И. Фонвизина приходится на эпоху классицизма. Согласно канонам этого литературного направления, в системе персонажей произведений принято чёткое разделение героев

на положительных и отрицательных, не допускается сочетание в характере добродетелей и пороков. Именно такой принцип положен в основу системы персонажей в комедии «Недоросль».

Поскольку по жанру пьеса Д. И. Фонвизина комедия, предполагающая обличение пороков, неудивительно, что особенно яркими и запоминающимися оказываются образы отрицательных персонажей. Все негативные черты сатирически гиперболизируются, так что у этих героев не остаётся каких-либо истинно человеческих интересов, а мотивы их поведения приобретают абсурдный характер.

Так, Скотинин испытывает особую нежную привязанность к свиньям, поэтому даже привлекательность Софьи как невесты в его понимании определяется не её личными качествами, а тем, что в принадлежащей ей деревеньке водятся чудесные представители этих животных.

Однако говорящая фамилия героя объясняется не только главной жизненной страстью, но и грубостью и невежеством персонажа. Он полностью разделяет кредо своего отца: «Не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет» и убеждён, что неотъемлемое право дворянина «Поколотить слугу, когда захочет».

Под стать брату и его сестра, госпожа Простакова. У неё в жизни тоже есть то, к чему она испытывает неодолимое «пристрастие», — деньги. «Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..» — простодушно жалуется она. Поэтому, узнав о наследстве Софьи, Простакова готова принудить её к браку с Митрофаном и уже заранее вяжет кошелёк, чтобы «Софьюшкины денежки было б куда класть». Свои жизненные ценности она стремится привить и сыну. Её родительское назидание: «Нашёл

деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка...» — говорит само за себя.

Грубость и несдержанность Простаковой проявляется не только в её обращении с крестьянами. Так, отстаивая интересы сына, она вцепляется в волосы родному брату, а мужа даже при посторонних называет «уродом» и «рохлей» и, очевидно, нередко поколачивает (когда Митрофанушка начинает рассказывать свой сон, в котором матушка «Изволит бить» батюшку, тот пугается, что сон может оказаться «в руку»). Простакова резко разговаривает с Правдиным и даже со Стародумом, пока не осознаёт, что именно от него зависит, воплотится ли в жизнь её идея о браке Софьи и Митрофана. Будучи особой лицемерной, она резко меняет и отношение к самой Софье, сделавшись «вдруг из грубой и бранчивой... ласковою до самой низкости».

Лишь Митрофана госпожа Простакова любит безусловно, стремясь «Понежить» его, пока он ещё не поступил на службу, где, по мнению матери, «всего натерпится». Однако её безграничная любовь воспитывает в сыне лишь «злонравие». И дело не только в его невежестве — в финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся управления имениями, а потому ставшей ему ненужной: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...».

Важно, что «злонравие» в понимании Д. И. Фонвизина — это черта не только людей, облечённых властью над другими. К числу отрицательных персонажей можно отнести Еремеевну и Тришку, рабски покорных своим хозяевам и готовых выполнить любое их распоряжение, а также учителей Митрофана. Конечно, их воспитанник предпочитает вместо уроков гонять голубей, поэтому до сих пор «трёх перечесть не умеет». Однако и сами учителя небезгрешны. Так, бывший кучер Вральман нанялся обучать Митрофана иностранным языкам, этикету и прочим наукам, но гораздо охотнее вместе с учеником слушает «истории» скотницы Хавроньи. Бывший семинарист Кутейкин, отчисленный, поскольку «убоялся бездны премудрости», почему-то считает возможным учить других. Более того, он требует платы не только за свои труды, но и «за простой», и «за обувь, что истаскал в три года».

Таким образом, характеры отрицательных персонажей почти карикатурны. Однако и образы положительных героев комедии «Недоросль» достаточно схематичны. Например, Правдин счёл своим долгом ограничить власть «презлой фурии» Простаковой. В долгих беседах со Стародумом они обсуждают не только нормы поведения обычного человека, но и посударственные ценности, и идеал просвещённого государя. «Добродетельность» своей души демонстрирует и Софья, заинтересованно внимающая поучениям дядюшки.

Во-первых, это герой-резонёр, который выносит приговор миру произвола и рабства. Во-вторых, свои убеждения Стародум не только декларирует, но и претворяет в жизнь. Так, он оставил службу при дворе, когда осознал, что людей там ценят не за их заслуги, а по знатности и умению прислуживать.

Таким образом, Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль» соблюдает требования классицизма, предъявляемые к построению системы персонажей: чёткое разделение героев на положительных отрицательных, однозначность образов, что делает возможным использование говорящих фамилий, отсутствие психологического развития, наличие героя-резонёра. В то же время автор усложняет характеры некоторых героев. Например, госпожа Простакова при всех своих пороках предстаёт любящей матерью, которая в финале комедии даже вызывает сочувствие. Это позволяет говорить о новаторстве драматурга зарождении реалистических тенденций создании образов.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.