Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Кто мог быть автором «Слова о полку Игореве»? (ЕГЭ по литературе)

Одной из важнейших особенностей древнерусской литературы является её анонимность. Такая черта базируется на христианской концепции личности человека и его деяний, согласно которой стремление

указать авторство произведения гордыня, смертный грех.

Именно эта типичная "черта древнерусского текста породила многочисленные споры об авторстве «Слова о полку Игореве». Высказывались даже предположения, что произведение не древнейший русский литературный памятник, а стилизация, «подделка», созданная графом А. И. Мусиным-Пушкиным, который и обнаружил ранее неизвестный текст, или В. А. Жуковским, перу которого принадлежит первое стихотворное переложение этого произведения. Сейчас факт написания «Слова...» в ХII веке считается доказанным, однако до сих пор обсуждаются различные версии авторства. Рассмотрим некоторые из них.

Как известно, в средневековой Руси количество грамотных людей было ничтожно малым.

А автор данного памятника не просто грамотен, он виртуозно владеет словом. Например, активное использование приёма звукописи даёт возможность услышать и топот сотен коней, и скрежет оружия на поле битвы, и звон колоколов: «А он в Киеве звон слышали. Кроме того, автор «Слова...» прекрасно знает историю похода князя Игоря на половцев, осведомлён о достоинствах и основных деяниях князей всех русских княжеств, на которые указывается в «золотом слове» Святослава. Всё это позволяет предположить, что произведение могло быть создано монахом-летописцем. Эта версия может быть подтверждена и тем фактом, что «Слово...» имеет летописную композицию — построено по принципу последовательного повествования о событиях, одновременно разворачивающихся в разных пространствах. Некоторые учёные даже называют имена предполагаемых авторов — премудрый книжник Тимофей или богослов Кирилл Туровский.

В то же время в произведении обнаруживаются и художественные особенности, опровергающие эту версию. Так, Ярославна в своём знаменитом «Плаче обращается за помощью к силам природы. Более того, в авторском повествовании природа выступает как мудрая сила, стремящаяся остановить князя Игоря, уберечь его от неудачного похода, а потом именно природа помогает ему сбежать из плена, заглушая его шаги шорохом ковыля, скрывая от половцев. В подобных эпизодах можно увидеть отголоски язычества, что невозможно при авторстве монаха.

Однако обращение к древнейшим верованиям выглядит весьма органично, если предположить, что автор «Слова...» — народный сказитель. Например, некоторые учёные приписывают авторство произведения галицкому певцу Митусе. Действительно, произведение очень поэтично, здесь используются песенная символика (князья сравниваются с солнцем, Ярославна плачет кукушкой), постоянные эпитеты («борзые кони», «чистое полен, «сизый орёл»), синтаксический параллелизм и другие характерные для фольклора художественные средства.

Но сказители, которые хранили в памяти немало преданий, были людьми необразованными, и фольклорные произведения в средневековой Руси не фиксировались в письменных памятниках, и даже упоминание о легендарном древнерусском певце-сказителе Бояне ещё не свидетельствует о том, что и автор «Слова...» тоже был таким певцом, к тому же он заявляет, что хотел бы поспорить с Бояном: это вовсе не обязательно означает «померяться силами», возможно, эту фразу следует трактовать как желание автора создать произведение совсем по иным законам.

Автор «Слова...», прекрасно знающий историю, политику, культуру, географию, княжеский быт, не мог быть и простым дружинником. Широта кругозора указывает на его принадлежность к интеллектуальной элите того времени: это мог быть князь, боярин, воевода. Так, исследователи называли в качестве предполагаемых авторов памятника киевского князя Святослава, новгородского посадника Романа, киевского тысяцкого Петра Бориславича и даже самого князя Игоря.

Следует отметить, что сам текст произведения предлагает богатый материал для своеобразной «реконструкции» образа автора. Можно уверенно утверждать, что автор «Слова о полку Игореве» патриот,

близко к сердцу принимающий пагубные последствия княжеских усобиц. Показательно, что понятие «Родина» для него связано не с отдельным княжеством, это Вся Русь. Следовательно, он был чело-

веком, не зависимым от родовых княжеских симпатий и антипатий.

Осуждая раздоры, нежелание совместно защищать Русскую землю, призывая к единству, он значительно опережает своё время, что позволяет говорить о его мудрости и прогрессивности взглядов.

Таким образом, хотя невозможно достоверно ответить, кто был "автором «Слова о полку Игореве», можно, опираясь на текст произведения, сделать выводы о его характере и жизненных ценностях.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.