Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какова роль исторических памятников? Аргументы «Слово о полку Игореве», Л. Н. Толстой «Война и мир» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Какова роль исторических памятников?

План.

1. Вступление. Тезис — ответ на вопрос темы (Исторические памятники содержат определённый поток информации о прошлом, транслируют опыт организации общества, выполняют функцию культурной преемственности, способствуют формированию патриотизма, сохранению эстетических, нравственных и религиозных традиций).

2. Первый аргумент — анализ информационной, воспитательной, эстетической функций «Слова о полку Игореве» как исторического памятника. Микротезис («Слово…» содержит информацию о походе князя Игоря против половцев, показывает нравственные идеалы русских людей того времени, учит патриотизму, формирует национальное самосознание, является произведением, в котором нашли отражение особенности древнерусского языка и литературы).

3.

Второй аргумент — анализ сцены молебна в войсках перед Бородинским сражением (по роману

Л. Н. Толстого «Война и мир» — том 3, часть 2, глава 21). Микротезис (Икона Смоленской Божией Матери хранит в себе память о событиях прошлого, является святыней для русских солдат, укрепляет их веру в победу над врагом).

4. Заключение. Исторические памятники и преемственность поколений.

Какова роль исторических памятников?

Исторические памятники — это объекты, имеющие большую архитектурную или историческую ценность. К ним относятся здания или сооружения, комплексы зданий, иконы, картины, предметы мебели, архивные документы, книги. Исторические памятники нуждаются в охране, так как берегут память о прошлом человечества или отдельных народов: содержат определённый поток информации, транслируют опыт организации общества, выполняют функцию культурной преемственности, способствуют формированию патриотизма, сохранению эстетических, нравственных и религиозных традиций. Для подтверждения данной мысли обратимся к произведениям русской литературы.

Так, для нашей культуры большое значение имеет открытие и сохранение памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», созданного неизвестным автором в двенадцатом веке. Произведение было обнаружено знатоком русской древности Мусиным-Пушкиным в начале 90-х годов восемнадцатого века в Спасском монастыре Ярославля среди других текстов в старинном рукописном сборнике. Поэма была издана в 1800 году. К сожалению, в 1812 году во время пожара в Москве уникальная книга сгорела. Сохранился лишь печатный текст. Уже в 18 веке признавалась ценность этого литературного произведения. Из него читатель не только получал информацию о неудачном походе князя Игоря Новгород — Северского на половцев, но и знакомился с авторской оценкой личности главного героя. Во второй половине 12 века участились набеги половцев на Русь, и князь Святослав Всеволодович Киевский, объединив русские дружины, отбросил половцев в причерноморские степи. А в 1185 году его двоюродный брат Игорь, не принимавший участия в походе, с небольшим войском двинулся на кочевников, чтобы себе славы сыскать. Мы узнаем подробности этого похода: вначале русские разбили половцев, но потом зловещей тучей надвигаются вражеские полки, и гибнет Игорева дружина, а князей уводят в плен. Игорю удаётся бежать из плена. Автор, несмотря на то, что осуждает князей за вину перед родиной, всё же привлекает к ним сочувствие сограждан и провозглашает славу Игорю, который тяжело пережил свою роковую ошибку. Игорь изображён как благородный человек — он не оставил в беде милого брата Всеволода. Он смелый, мужественный военачальник, связанный со своими дружинниками крепкой боевой дружбой. Кроме информационной значимости, «Слово…» несёт в себе большой эмоциональный потенциал. Рассказывая о личной судьбе главного героя, автор включает в произведение «Плач Ярославны», по задушевности близкий к лирической народной песне. Ярославна, как и тысячи русских женщин, скорбит о любимом муже и его воинах. Перед нами предстаёт идеал любящей жены. Кроме того, в поэме передаётся своеобразный политический опыт, связанный с осознанием необходимости объединения перед лицом грозной опасности в борьбе с захватчиками. Неслучайно про «красные щиты Игоря в половецких степях» вспоминает

А. Н. Толстой в очерке «Родина», написанном в начале Великой Отечественной войны как своеобразное обращение к русским людям, как призыв объединиться всем миром перед общей бедой. Таким образом, «Слово…» несёт в себе не только информацию об историческом событии, но и учит патриотизму. Оно также показывает состояние древнерусского языка в двенадцатом веке, поэтому представляет большой интерес для лингвистов. Эстетическую значимость памятника отмечал известный литератор Владимир Чивилихин, называя «диковинными и прелестными словами» поэтический язык произведения. Он восхищался «словесной живописью» поэмы, «сочетающейся с публицистическими строками, пронизанными любовью к русской земле». Ценность этой удивительной книги для нас очевидна.

Исторические памятники являются своеобразным кодом национального самосознания, очень часто имеют символическое значение для народа, становятся святынями. Это относится, прежде всего, к иконам. Вспомним всем известную сцену из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Перед Бородинским сражением в войсках совершается молебен перед чудотворным Смоленским образом Божией Матери. Солдаты называют её матушкой, заступницей. Мы видим церковное шествие глазами Пьера Безухова: «Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение». Описание молебна даётся скупо, без использования эпитетов. Даже лик иконы не детализируется: «За ними (за священниками) солдаты и офицеры несли большую, с чёрным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией».

Смоленская икона Божией Матери, одна из самых почитаемых на Руси святынь, имеет древнее происхождение — об этом говорит её почерневший лик. По преданию, она была написана апостолом Лукой и перенесена в Константинополь в пятом веке, а на Русь прибыла в одиннадцатом веке, хранилась в Успенском соборе Смоленска и прославилась как защитница от врагов. И все молящиеся об этом знают и уповают на чудо. Они готовы идти в бой, потому что надеются на помощь Одигитрии. Как видим, икона — это и произведение искусства, и символ православной веры, святыня, и исторический памятник, так как она хранит в себе память о событиях прошлого, в частности о спасении Смоленска от Батыя. Этот образ помогает солдатам и ополченцам обрести веру. Основой стойкости в бою для православных является благословение на защиту Отечества.

Таким образом, исторические памятники не только рассказывают нам о событиях прошлого, но и соединяют незримой связью прошлое с настоящим, то есть осуществляют преемственность поколений, традиций и народной нравственности. Они являются средством формирования коллективной памяти об истории страны. (861 слово)

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.