Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? Аргументы М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. С. Тургенев «Отцы и дети» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Наша жизнь немыслима без общения с себе подобными. Именно взаимодействие с другими людьми делает человека счастливым. Но в процессе общения очень часто возникают конфликты. Конфликт — это противоречие, борьба, столкновение двух противоборствующих сторон. Он может быть внешним и внутренним. Внешний конфликт между людьми проявляется в отрицательных эмоциях (ненависти, неприязни) или в каком-либо внешнем действии (споре, дуэли, драке).

Один из конфликтующих может избегать общения. В чём причины конфликтов? Конечно, в непонимании, вызванном различиями в возрасте, политических взглядах, нравственных убеждениях. Противоречия могут быть связаны и с психологическими особенностями личности, уровнем образованности и культуры, а также с социальной средой, повлиявшей на человека, с воспитанием. Проблема конфликта двух личностей является одной из важнейших в русской литературе.

Так, в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» образ «лишнего человека» раскрывается через столкновение Григория Александровича Печорина с представителями различных социальных групп. Мы видим, что главный герой вступает в конфликт с окружающими, потому что видит в них проявление общественных пороков своего времени. У истоков конфликта — неприятие героем образа жизни людей светского круга, к которому принадлежит и он сам. В повести «Княжна Мери» это так называемое «водяное общество», которое как две капли воды похоже на петербургский свет.. Люди, собравшиеся у минеральных источников в Пятигорске, заняты тем, что днем гуляют, вечером принимают в гостиных «избранных», помещики присматривают женихов для своих дочек, молодые люди «пьют — однако не воду»… Под маской приличия они скрывают зависть, мелкие страсти. Так Грушницкий и драгунский капитан вынашивают подлый замысел отомстить Печорину за то, что Мери предпочла офицера юнкеру. Грушницкий носит на лице след разочарованности, драпируется «в необыкновенные чувства и возвышенные страсти». Но всё напускное в нем быстро исчезает, когда он чувствует себя уязвленным. Печорин разгадал его. Самолюбие юнкера затронуто, и он забывает о чести и порядочности, вызывая на дуэль своего соперника. Он готов убить безоружного человека и поддается на уговоры драгунского капитана. Но погибает сам. Печорин не прощает противника. Это жестоко с его стороны. Оправданием для него может быть только честность и одиночество среди людей, которые «на все случаи жизни имеют пышные фразы»… Пустота интересов, способность на ложь и обман чужды Печорину — вот почему возникает у него конфликт с юнкером, который не способен быть честным в отношениях с окружающими.

Но иногда и искренние люди вступают в противоборство, если имеют разные общественно-политические взгляды, связанные как с социальным происхождением, так и с возрастом. Это относится, например, к героям романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». «Господин либерал» Павел Петрович Кирсанов, представитель старшего поколения, вступает в непримиримую борьбу с разночинцем, сыном полкового лекаря, Евгением Базаровым, который олицетворяет молодое поколение, несущее в жизнь новые, революционные идеи. Если Базаров отрицает всякие авторитеты в силу своих убеждений, то дворянин Кирсанов защищает их, так как на них основан старый порядок. Базаров хочет счастья для русского народа, но критикует его за суеверность и пьянство. Он легко находит общий язык с простыми людьми. Павел Петрович идеализирует русский народ за патриархальность, веру в Бога, но… нюхает одеколон, когда говорит с мужиком. Дворянин Кирсанов не понимает, как можно отвергать поэзию, «не сочувствовать художеству, природе»… А Базаров говорит, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». А ещё выпускник Медико-хирургической академии уверен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Евгений Васильев презирает аристократов, называя «дрянью», а для Павла Петровича «…аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные люди». Кирсанов в силу своего положения имеет всё, а вот Базаров всего должен добиться сам, называет себя «самоломанным», он говорит Аркадию: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну, хоть как я, например» …Занимающийся естественными науками Базаров считает «романтической чепухой» духовную утонченность любовного чувства, а для «уездного аристократа», все душевные силы растратившего в погоне за светской красавицей княгиней Р., существует культ любви. Вот почему молодой мыслитель-демократ, попавший в гнездо «феодалов», встречает полное неприятие со стороны этих «феодалов», ярким представителем которых является Павел Петрович. Главная причина конфликта между героями Тургенева — противоположность взглядов на важнейшие вопросы устройства современного им общества и роль человека в этом обществе, нежелание встать на точку зрения своего оппонента.

Таким образом, люди мыслящие, думающие не должны быть во всем похожи друг на друга. Индивидуальность — важнейшее качество, делающее человека личностью, имеющей собственные взгляды на жизнь, на важнейшие социальные и нравственно-философские вопросы. Вот почему непонимание между людьми вполне возможно. Но если оно ведёт к ненависти, вражде, полному неприятию одного человека другим, то нужно находить разумный выход из конфликта. Необходимо разобраться, прежде всего, в себе самом, проанализировать собственные взгляды, подумать, насколько они нужны окружающим и служат прогрессу, делают счастливым не только тебя, но и других. Дорога к людям и собственному счастью пролегает через взаимопонимание и гармонию между тобой и теми, кто живёт рядом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.